Saturday, May 17, 2014

1 О.А.Литвинова Власть и театральная культура в сибирской провинции в годы нэпа 1921-1928

О.А. ЛИТВИНОВА
ВЛАСТЬ И ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИБИРСКОЙ ПРОВИНЦИИ В ГОДЫ НЭПА
(1921-1928 гг.)
Барнаул 2005


ББК     85.33
УДК 542.5: 792: 008 (571.1/.5) Л 641




https://drive.google.com/file/d/0B96SnjoTQuH_cEJTckFZWGxOUTA/edit?usp=sharing






Литвинова О.А. Власть и театральная культура в сибирской провинции в годы нэпа (1921-1928 гг.). - Барнаул: Аз Бука. 219 с: илл.
Рецензент
заведующий кафедрой истории Отечества АлтГТУ им. И.И. Ползунова, доктор исторических наук, профессор В.М. Суверов

В монографии исследуются особенности развития теат­ральной культуры в Западной Сибири в годы нэпа, политика властных структур в отношении театрального искусства. Ис­пользуя обширный круг документальных материалов, автор по­казал противоречивость театральной политики советского государства на протяжении 1921-1928 гг.
Книга адресована специалистам - историкам, культуроло­гам, студентам гуманитарных вузов, а также всем, интересую­щимся театральным искусством.

ISBN  5-87028-127-Х

Издание осуществлено при поддержке ЗАО «Спутник», г. Москва www.sputnik-tourisni.ru.
© Литвинова О.А., 2005
ВВЕДЕНИЕ

Театр... Это слово звучит для всех по-разному. Кто-то слышит в нем магическую силу и завораживающее таинство ис­кусства, кто-то - ожидание праздника, а кто-то - нечто обыден­ное. Почему так? Да потому, что для кого-то театр - это возмож­ность переместиться в параллельный мир и пережить с героями пьесы иную жизнь, для кого-то это лучший способ отдохнуть и испытать радость от сценического зрелища, а для кого-то - это напряженная каждодневная работа, ставшая делом всей жизни. Но если оставить все эмоции и переместиться в мир историче­ской науки, то правильнее будет говорить все же не о театре, а о театральной культуре - явлении более широком, чем театр.
Театральная культура - понятие многогранное. В пред­ставляемой книге театральная культура рассматривается как единая система, структурными составляющими которой являют­ся творческая и организационно-экономическая работа театра, единоличная и корпоративная деятельность драматургов, акте­ров, режиссеров и других работников сцены и, наконец, процесс восприятия художественного произведения зрителем. Поэтому исследуя театральную культуру, автор останавливается не толь­ко на таких очевидных аспектах этого явления, как организация театральных сезонов, комплектование театральных трупп, под­бор репертуара, но и на вопросах, мало освещенных до настоя­щего времени в исторической литературе. В частности, в книге освещены такие проблемы, как формирование и развитие систе­мы государственного управления театрами, организация работы различных форм театральных предприятий в условиях хозрасче­та, убыточность театров, взаимоотношения властных структур и театральной интеллигенции, уровень театральной культуры на­селения.
Думается, читатель согласится с мыслью автора, что театр, являясь одним из видов искусства, может быть при всем том весьма «удобным» рычагом государственного давления на об­щество. Ф. Шиллер сказал: «Театр - канал, посредством которо­го льется непосредственно в народные массы то, что вырабаты­вает наука и знание». Сегодня эту мысль великого драматурга
3
можно перефразировать и сформулировать гораздо шире: театр - это канал, посредством которого в народные массы льется официальная идеология, это канал, благодаря которому власть имеет возможность манипулировать людьми. Почему? Да пото­му, что театральный спектакль более воспринимаем, чем лите­ратурное, художественное, а уж и тем более музыкальное произ­ведение, ведь для понимания сценической постановки человеку не требуется обладать даже элементарным уровнем грамотно­сти, чего не может быть, например, при прочтении книг. Наблю­дая за процессом вовлечения человека в театральное представ­ление, нельзя не заметить, что такое вовлечение может иметь пассивный и активный характер. Говоря иначе, человек в ряде случаев вникает в сценическое действие, эмоционально пережи­вая за игру актеров, а кроме того, человек может стать и актив­ным участником спектакля, играя в самодеятельном театре. Вот почему власть посредством театра имеет возможность косвен­ным путем сформировать определенный образ мыслей, тип по­ведения человека. А поскольку речь в данном случае идет уже о государственной политике, то исследователь вправе говорить не столько о специфике театральной культуры того или иного вре­мени, того или иного региона, сколько о механизмах влияния государственной власти на духовную культуру общества вооб­ще и театральную культуру в частности.
Разумеется, в разные временные периоды театральная культура испытывала на себе неодинаковое давление со сторо­ны государства. В этом смысле уникальным отрезком в истории развития театральной культуры в нашей стране является период нэпа. Традиционно как в исторических, так и в театроведческих исследованиях, на протяжении долгих лет подчеркивалось, что театральное искусство в советской стране в годы нэпа испытало на себе все сложности рыночных отношений, поскольку театры для выживания вынуждены были обеспечивать главным обра­зом вкусы «нэпманов». Данная мысль, действительно, во мно­гом справедлива. Однако не стоит определять специфику разви­тия культуры в советском обществе 1920-х гт. лишь экономиче­ским и финансовым кризисом, имевшим место в стране. Заме­тим, что в последние годы в работах ученых-историков неодно­
4
кратно формулировалась мысль, что сфера духовной жизни со­ветского общества уже в первое послеоктябрьское десятилетие находилась под прессом государственной идеологии. Поэтому можно говорить лишь об относительной свободе духовной культуры советского социума. Театральная культура как состав­ляющая часть духовной жизни общества, с одной стороны, ис­пытывала на себе диктат государства, с другой - обладала неко­торой независимостью от государственной власти. Такая двой­ственность положения и развития театра была связана с эконо­мическими и политическими условиями послевоенных лет. Ка­ким образом государство стремилось реализовать театральную политику? Удалось ли ему создать механизмы давления на теат­ры? Насколько независимой от власти была театральная культу­ра в годы нэпа? Какие факторы определяли пути развития совет­ского театра: экономические или политические? Ответы на эти вопросы можно найти в представляемой книге.
Заметим, что театральная культура как часть духовной культуры испытывала на себе не только веяние эпохи. В нашей стране традиционно принято говорить о столичной и провинци­альной жизни, следовательно, о столичной и провинциальной культуре. Внимание автора привлекла театральная культура си­бирской провинции. При этом оговоримся, что проблема взаи­мозависимости государственной власти и театральной культуры раскрыта на материалах лишь Западной Сибири. Такой выбор территориальных рамок определен тем, что Западная Сибирь может рассматриваться как единый регион, связанный давними культурно-экономическими и административными связями. Также следует заметить, что заявленная тема недостаточно изу­чена применительно к западносибирскому региону. Поэтому, думается, что читатель в данной книге сумеет почерпнуть для себя немало интересных фактов.
Исследование базируется на документах, большинство из которых впервые введено в научный оборот. В книге широко представлены архивные материалы, исследованные автором в Новосибирске, Омске, Томске, Барнауле, а также в двух цен­тральных архивах: Государственном архиве Российской Федера­ции (ГАРФ) и Российском государственном архиве социально­
5
политической истории (РГА СПИ). Помимо архивных материа­лов автор проанализировал ряд опубликованных документов, напечатанных как в 1920-е годы, так и в последнее десятилетие. Кроме того, источниковую базу исследования составили мате­риалы центральной и региональной периодики. Из местной прессы можно упомянуть журналы «Искусство», «Томский зри­тель», «Омский зритель», газеты «Советская Сибирь», «Рабочий путь», «Красная звезда», «Красный Алтай». В незначительной степени в работе использовалась мемуарная литература. К большому сожалению, автор вынужден констатировать тот факт, что существует очень небольшое количество источников мемуарного характера. Вместе с тем, проанализировав весь ком­плекс сохранившихся документов, автор нашел возможность раскрыть проблему развития театральной культуры в период нэ­па в связи с политикой государственной власти.
Фотографии, представленные в книге по Сибгосопере, взя­ты автором из изданной в 1988 году книги В.В. Ромма «... И за­звучала музыка». Все остальные фотографии, представленные в монографии, хранятся в фондах Государственного музея исто­рии литературы, искусства и культуры Алтая и музея Алтайско­го краевого драматического театра им. В.М. Шукшина. Автор выражает теплые слова благодарности ведущему научному со­труднику Государственного музея истории литературы, искусст­ва и культуры Алтая Е.В. Огневой и заведующей литературной частью Алтайского краевого драматического театра им. В.М. Шукшина И.Н. Свободной за помощь, оказанную в сборе фотографий, и моральную поддержку.
6
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫМ ДЕЛОМ В СИБИРИ В 1920-е гг.
Хотя тематика развития театральной культуры в советском обществе в той или иной степени затрагивалась в исторических исследованиях, вопрос о становлении организации управления театральными учреждениями остался в литературе практически без рассмотрения. Между тем без изучения этой проблемы не­возможно дать глубокую оценку государственной политике в театральной области, понять всю сложность и многообразие пе­ремен в сфере театра, обусловленных спецификой нэпа. По­скольку преобразования структуры управления театральными предприятиями начались еще до объявления в стране новой эко­номической политики, необходимо коротко уделить внимание тенденциям, имевшим место в 1920 году.
По мнению известных исследователей, одной из важней­ших особенностей развития культуры в период военного комму­низма было ее огосударствление, означавшее перевод основной массы культурных учреждений на государственное материаль­ное обеспечение. Именно во многом благодаря этому достигался их численный рост1. Действительно, после освобождения Сиби­ри от Колчака на ее территории возникло огромное количество театров, причем не только в губернских центрах, но и в уездных городах. В 1920 году в западносибирском регионе наиболее те­атральным городом являлся Омск. В августе 1920 года в этом городе работали Большой Народный театр с оперной и драмати­ческой труппами, Малый Народный театр с драматической труппой. Помещения обоих театров были большими даже по сравнению с современными провинциальными театрами: вме­стимость Большого театра составляла 900 человек, Малого -625. Драматическая труппа, работавшая при губернском отделе народного образования, обслуживала и Большой, и Малый теат­ры и состояла из 81 человека. Штат рабочих, обслуживающих
7
Большой театр, состоял из 102 человек, Малый - из 40. Числен­ность оперной труппы, выступавшей в Большом театре, состав­ляла 56 человек, оркестр - 54 человека2. На протяжении года ко­личество театров не только в Омске, но и во всей губернии уве­личилось. Новые веяния времени привели и к изменению назва­ний театров. В результате произошедших перемен список теат­ров губернии лета 1921 года выглядел следующим образом: Первый Советский театр (бывший Большой), Второй Советский театр (бывший Коммерческий клуб), Третий Советский театр (бывший Малый), Экспериментально-революционный театр (Экревте), Губернский Показательный театр, театры в уездных городах Таре, Татарске, Славгороде, Акмолинске, Калачинске, Петропавловске. В Первом Советском театре продолжали рабо­тать оперная и драматическая труппы, остальные театры были драматическими3.
В других западносибирских губерниях количество театров также было велико. Архивные документы начала 1921 года со­общают о существовании в Барнауле Центрального театра, че­тырех рабочих театров, Детского театра им. К. Маркса, Пере­движного театра4. Центральный театр располагался в Народном доме, Первый Рабочий театр - в здании кинематографа «Новый мир», Второй Рабочий - на дрожжевом заводе, Четвертый Рабо­чий - при главных железнодорожных мастерских. Третий Рабо­чий театр, существовавший при заводе Шпагат, функциониро­вал только в начале 1920 года и прекратил свое существование из-за тесноты помещения5. Артистические труппы, как и в ом­ских театрах, были довольно большими. Коллектив артистов Центрального театра насчитывал 60 человек. Число актеров в рабочих театрах колебалось в пределах 30-40 человек. Числен­ность административного и технического персонала самой боль­шой была в Центральном театре: административный персонал -16 человек, технический - 42. В Рабочих театрах администра­тивный и технический штат составлял от 15 до 33 человек6. В Алтайской губернии, помимо Барнаула, имелись театры с про­фессиональными актерами в Бийске и Камне.
Гораздо сложнее определить положение, сложившееся в театральной жизни в 1920-1921 гг. в Томской губернии, по­
8
скольку архивные сведения по этому вопросу весьма скудные. Сводный отчет о деятельности сибирских губернских отделов народного образования, составленный в октябре 1920 года, упо­минает о работавших в Томске Передвижной Губернской дра­матической труппе, Хореографической студии, Оперной студии, двух Рабоче-крестьянских студиях, одна их которых являлась драматической, Драматической студии при Рабочем Дворце, Опере при Губвоенкомате, Передвижном театре Дорпункта7. Упомянутые труппы не имели собственного помещения за ис­ключением Драматической студии при Рабочем Дворце. Ввиду недостаточного количества театральных зданий, в различных помещениях Томска в разные дни выступали различные теат­ральные коллективы.
В Новониколаевске, ставшем губернским городом лишь с 1921 года, на протяжении 1920-1921 гг. работала профессио­нальная драматическая труппа уездного отдела народного обра­зования, именовавшаяся «Народным театром», численностью в 22 артиста8.
Таким образом, материальное обеспечение учреждений культуры за счет государственных средств привело к возможно­сти появления по всей стране большого количества самодея­тельных и полупрофессиональных театров. Пример тому - Бар­наул, в котором полупрофессиональными театрами были рабо­чие театры, а также Томск, где существовало огромное количе­ство студийных и самодеятельных театров. Между тем количе­ство сибирских театров в 1920-е гг. значительно уступало коли­честву театров в европейской части страны в тот же период. Для сравнения можно привести некоторые цифровые данные. В 1921 году во Владимирской губернии имелось 34 театра, Вятской -22, Нижегородской -31, Курской - 14, Костромской - 12, Ку­банской области - 279. Последнее обстоятельство позволяет го­ворить о менее развитых театральных традициях в сибирском регионе по сравнению с центром.
Разумеется, обширная сеть театров, сложившаяся после ре­волюции, требовала создания аппарата управления этими учре­ждениями, тем более что прежняя, дореволюционная структура руководства театральным делом новой власти не подходила.
9
(До революции театры разделялись на несколько категорий, в соответствии с которыми выстраивалось их управление и фи­нансирование. Существовали императорские, казенные театры, антрепризы, а также коллективы на паях). В связи с этим при Наркомпросе в 1918 году был создан специальный Театральный отдел (ТЕО), в ведении которого оказалось руководство театра­ми республики. Одним из первых законодательных актов боль­шевиков в отношении театров стал декрет СНК от 26 августа 1919 года «Об объединении театрального дела». Согласно этому декрету, все театральное имущество национализировалось, а ру­ководство всеми театрами, независимо от их принадлежности, передавалось в исключительное ведение Наркомпроса. (В Нар­компросе для руководства театрами был создан Центральный Театральный Комитет - Центротеатр, действовавший чуть более года, затем функции Центротеатра были переданы заведующему ТЕО - исполнительному органу Центротеатра)10. Театральной жизнью непосредственно на местах занимались подотделы ис­кусств, создаваемые при отделах народного образования.
В Сибири система руководства театральными предпри­ятиями стала складываться после освобождения территории от А.В. Колчака. В мае 1920 при Сибирском отделе народного об­разования (Сибоно, или Сибнаробразе) стал действовать подот­дел искусств с театрально-музыкальной секцией11. Однако, как сообщалось в письме в Москву, «условия, при которых протека­ла и протекает работа (театрально-музыкальной секции - прим. О.Л.), чрезвычайно ненормальны, и в силу чего сделано очень мало»12. Под такими условиями подразумевалась плохая связь с местами: губернские отделы народного образования (губоно) плохо высылали сведения о положении на местах, что затрудня­ло Сибоно разрабатывать конкретные меры в театральной об­ласти. Главную задачу своей работы Сибирский подотдел ис­кусств определял как «идейно-художественное руководство от­раслями искусства в Сибири в широком областном масштабе», поскольку периферия оказалась не вовлечена в «кипучую работу художественной мысли»13. Предполагая заниматься театраль­ным делом в общесибирском масштабе, Сибирский подотдел ис­кусств значительную часть внимания концентрировал на орга­
10
низации показательных театров. Из практических результатов деятельности Сибоно и Сибирского подотдела искусств можно назвать создание национальных трупп: латышской, мусульман­ской.
Подобно тому, как культурно-художественной жизнью в общесибирском масштабе руководил Сибирский подотдел ис­кусств, аналогичная работа в губерниях была сосредоточена в подотделах искусств при губоно. Задачи губернских подотделов искусств касались в большей степени проблем самодеятельных театров, в особенности уездных14.
Подотделы искусств возникали в западносибирских горо­дах на протяжении 1920 года постепенно. При этом в каждой гу­бернии были различными структура и штат появлявшихся под­отделов15. Несмотря на различия в аппарате управления теат­ральными предприятиями в губерниях, их деятельность объеди­нял один фактор: недостаток умения работать самостоятельно, желание четко следовать за инструкциями из центра. На практи­ке, в условиях плохой связи центра с регионами, циркуляры и постановления не всегда вовремя доходили до мест. В результа­те частая смена административного аппарата могла официально объясняться плохой работой должностных лиц ввиду отсутствия инструкций вышестоящих органов. Именно таким образом ха­рактеризовалось положение в Омске в 1920 году16.
К осени 1920 года губернские подотделы искусств стали руководить работой театров во всех губерниях Западной Сиби­ри. Исключение составлял лишь Большой Народный театр в Ом­ске, который с 10 августа 1920 года был выделен в автономное учреждение и переведен в ведение Сибоно. Таким образом, за­вершился первоначальный период становления новых механиз­мов управления театральным делом. Руководству страны при­шлось создать ведомственный аппарат управления театральной отраслью, не имевший аналогии ранее. По всей видимости, именно поэтому становление такого аппарата сопровождалось хаотичностью преобразований. В целом в системе управления театральным искусством на тот момент не сложилось единооб­разия. В частности, подотделы искусств не были четко структу­рированы. В связи с этим можно говорить, что власть в большей
11
степени провозглашала принципы нового искусства, чем проду­мывала механизм их воплощения.
Ситуация, сложившаяся в Сибири, отличалась специфич­ностью. Это было связано с действием такого органа власти, как Сибревком, что предполагало выстраивание системы управле­ния всеми областями жизнедеятельности общества, в том числе и культурой, во всесибирском масштабе. В результате, помимо подотделов искусств при губоно в Сибири действовал подотдел искусств при Сибоно. При этом функции подотделов разных уровней не были четко определены. Согласно анализу архивных документов, не всегда разграничивалась сфера действия Сибоно и его структурного подразделения Сибирского подотдела ис­кусств. Все это привело к появлению большого бюрократиче­ского аппарата, недостаточно отлаженно действующего. Таким образом, на повестку дня вставала задача, совершенствования механизмов управления театральным искусством.
С осени 1920 года начался активный поиск наиболее удоб­ной модели руководства театрами. Однако на протяжении осе­ни-зимы 1920 и начала 1921 года под такой моделью подразу­мевалось не столько четкое разграничение функций управления между отделами народного образования и подотделами ис­кусств, сколько возможность государства поставить под свой контроль все зрелищные заведения. Данный тезис базируется на анализе документальных материалов. Остановимся на этом под­робнее.
В сентябре 1920 года вышло «Положение о театральных органах при Отделах народного образования». Согласно этому документу, в губерниях отделам народного образования следо­вало организовать в составе подотделов искусств театральные секции (губтеатрсекции). Обозначенная система управления сценическим искусством в Сибири сложилась не сразу. Напри­мер, в Томской губернии в январе 1921 года театральная секция действовала при агитационном подотделе, а не в составе подот­дела искусств17. Можно предположить, что главную роль в за­паздывании преобразований сыграла отдаленность региона от центра.
12
Важной мерой по реорганизации управления театрами всей страны стало создание Главполитпросвета в ноябре 1920 года. Роль этого органа в управлении театральным делом перво­начально сводилась лишь к идеологическому руководству адми­нистративно обособленным ТЕО Наркомпроса и, следовательно, театральными предприятиями18. Функции Главполитпросвета в Сибири выполнял Сибирский политико-просветительный отдел (Сибполитпросвет), структурным подразделением которого стал Сибирский подотдел искусств. Созданная система идеологиче­ского руководства не была в полной степени слита с системой административного управления, однако театры оказались под большим контролем со стороны государства.
Процесс огосударствления культуры должен был со време­нем привести к появлению государственного органа, соединив­шего в себе функции и идеологического, и административного управления театральным делом. Это и произошло в результате реформы Наркомпроса в феврале 1921 года. Поскольку работа Наркомпроса протекала в трех направлениях: воспитание детей, подготовка специалистов и внешкольная работа среди взрослых, - то соответственно было создано три главных управления Нар­компроса: Главсоцвос, Главпрофобр и Главполитпросвет. По­следний сосредоточил работу, не связанную с руководством школами и специальными учебными заведениями19. «Положе­ние о Наркомпросе» не затрагивало проблему руководства теат­рами. Однако структура комиссариата предопределила, что за­дачами театрального искусства будут заниматься все три его главка. Главсоцвос стал руководить детским самодеятельным творчеством, Главпрофобр - организацией театрального образо­вания. Все остальные функции, а значит, и руководство подав­ляющим большинством театров в стране, оказались сосредото­чены в Главполитпросвете. Исключение составили лишь старей­шие театры Москвы и Петрограда, удостоенные звания академи­ческих. Как отмечается в литературе, сформировалась достаточ­но сложная система руководства театральной отраслью, по­скольку функции управления разделялись между различными главками20. Между тем трудно согласиться с подобной точкой зрения. Существование нескольких категорий театров требовало
13
создания не одной, а нескольких структур для более успешного управления театральным делом. Даже при наличии единого те­атрального главка возникло бы его дробление на несколько под­разделений.
В продолжение реформы Наркомпроса прошла реформа на местах. 7 марта 1921 года коллегия Наркомпроса приняла «По­ложение о губернских отделах народного образования», соглас­но которому устанавливалась структура губоно, соответствую­щая новой структуре Наркомпроса. На уровне губернии создава­лись отделы губсоцвос, губпрофобр, губполитпросвет, админи­стративно-организационное управление и научно-методический совет. Согласно «Положению», губполитпросвет имел три под­отдела: агитационный, пропагандистский и художественный. Губполитпросвет должен был объединять и координировать по­литико-просветительную работу всех советских и профессио­нальных организаций губернии как среди взрослых, так и среди юношества, рассматривать и утверждать планы всех соответст­вующих учреждений и организаций и руководить сетью соот­ветствующих учреждений согласно постановлениям и указани­ям Главполитпросвета21. Вскоре вышло подобное положение об уездных отделах народного образования. Руководство учрежде­ниями искусства на местах, в том числе и театрами, должны бы­ли осуществлять художественные подотделы при губполитпрос-ветах. Через несколько недель, в марте 1921 года, аналогичное подразделение - Художественный отдел - начало функциониро­вать в Главполитпросвете22.
Таким образом, государство за период, предшествующий нэпу, попыталось создать централизованную систему руково­дства театральными предприятиями в стране. При этом в Сиби­ри функции Главполитпросвета были продублированы Сибпо-литпросветом.
С марта 1921 года в стране начала реализовываться новая экономическая политика. В первые месяцы ни со стороны цен­тра, ни со стороны местных властей не последовало каких-либо перемен по отношению к театрам, как, впрочем, и ко всем учре­ждениям культуры. В апреле 1921 года прошли преобразования в управлении театральным делом, однако они были не столько
14
следствием начала нэпа, сколько логическим продолжением ра­нее начатых структурных перемен в руководстве театральным делом. Так, согласно «Распоряжению по Наркомпросу» от 13 апреля 1921 года, учреждения, входившие в состав подотделов искусств, переходили в ведение отделов народного образования. В результате губполитпросветам оказались подведомственны театры всех видов и наименований со всеми обслуживающими их учреждениями. Исключение составили детские и школьные театры, перешедшие губсоцвосам23. В течение месяца по анало­гии театры в уездах были переданы уездным политпросветам.
Заметим, что с этим мероприятием большинство исследо­вателей связывают начало проявления нэпа в театральной об­ласти. Однако хотелось бы не согласиться с этим мнением. Рыночные отношения на тот момент еще не затронули сферу театрального искусства. Определяющую же роль в администра­тивных преобразованиях сыграла необходимость унификации аппарата управления театрами в центре и на местах.
Период с весны по лето 1921 года можно назвать периодом продолжения предыдущей государственной политики по отно­шению к учреждениям культуры. Подтверждением этого служат протоколы заседаний коллегий сибирских губполитпросветов. Весной и в начале лета губполитпросветы рассматривали вопро­сы распределения рабочей силы, командирования артистов в другие города. Как и в предыдущий период, артисты театра по­давали заявления о приеме на работу на имя заведующего отде­лом народного образования или заведующего губполитпросве-том.
С течением времени крут задач, решаемых губполитпрос-ветами, расширялся. На летних заседаниях сибирских губполит­просветов актуальными стали уже вопросы материального со­держания работников театров. Например, на июльском заседа­нии Алтайского губполитпросвета 1921 года слушался вопрос о рабочих Центральной труппы. Указывалось, что «все рабочие, занятые в театрах физическим трудом, не получая удовлетво­ряющего их потребность пайка, отказываются работать»24. На том же заседании поднимался вопрос о премировании артистов, и было принято постановление: в целях повышения производи­
15
тельности труда предоставлять труппам задания и в случае ус­пешного выполнения таких заданий премировать артистов25. Подобные вопросы рассматривались на заседаниях коллегии Омского губполитпросвета. В частности, на заседании, состояв­шемся 9 августа 1921 года, слушался план работы театров на предстоящий зимний сезон. Отмечалось, что артисты, покидая Гостеатр, указывают в качестве причин данного обстоятельства малую удовлетворенность пайком. В целях выхода из ситуации был разработан план распределения среди артистов и техниче­ского персонала театра продуктов питания26.
Очередная реструктуризация системы управления теат­ральными предприятиями на местах, в том числе и в Западной Сибири, произошла в конце лета-осенью 1921 года. На этот раз административные преобразования стали следствием необходи­мости распределения денежных ресурсов, которые были более чем ограничены. При этом инициатива перемен исходила не из центра, а от губернских органов власти, которым предстояло решать финансово-экономические задачи. В ноябре 1921 года в художественный отдел Сибполитпросвета было направлено письмо Главполитпросвета, в котором извещалось, что «до осо­бого распоряжения все провинциальные театры республики должны существовать на принципах самоокупаемости за счет собственных кассовых доходов»27. Это определило последую­щие шаги местной администрации.
К ноябрю в Алтайской, Омской и Томской губерниях при политпросветах были созданы губернские управления театрами. В Омской губернии вопрос о создании специального органа, призванного сосредоточить руководство театральным делом, первоначально поднимался еще в августе 1921 года. Тогда пред­лагалось создать чрезвычайную комиссию по управлению теат­рами, права председателя которой приравнивались бы к правам заместителя заведующего губоно.28
К сожалению, на данный момент обнаружены архивные материалы, позволяющие охарактеризовать деятельность лишь Омского управления театрами на протяжении ноября 1921 года. В круг работы указанного управления входили задачи формиро­вания трупп (прием и увольнение), общего административного
16

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.