Saturday, May 17, 2014

10 О.А.Литвинова Власть и театральная культура в сибирской провинции в годы нэпа 1921-1928

Приложение 1
Письма А.В. Луначарского
22/8 - 1924. Ликвидационной комиссии по Госпросснабу.
Настоящим прошу из театрального имущества (теокостю-мы), имеющиеся в нашем распоряжении, выдать необходимые для Сибгосоперы по выбору Управляющего Сибгосоперой тов. Милеанта. Считаю целесообразным поддержку этого учрежде­ния, а потому прошу Вас ходатайство Сибгосоперы удовлетво­рить без промедления. Нарком просвещения А. Луначарский.
ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 837. Л.117. Подлинник.
22/8-1924. В ЦК Рабиса.
Настоящим прошу Вас оказать всяческое содействие Си­боно при подборе им штата и отведенного персонала Сибгосо­перы в Новониколаевске. Бывшие в прошлом году недоразумения, полагаю, в этом году не повторятся ввиду орга­низации дела на будущий год на началах перевода Сибгосоперы на хозрасчет... С тов. приветом Нарком по просвещению А. Лу­начарский.
ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 837. Л.119. Подлинник. 22 августа 1924 г. Директору Большого театра тов. Лапиц-
кому.
Настоящим прошу вас выдать в распоряжение уполномо­ченного Наркомпроса по Сибири через Заведующего Сибирской Госоперой тов. Милеанта, по выбору последнего, для Сибгосо­перы необходимые партитуры для их репертуара либо во вре­менное пользование на предстоящий сезон, либо на срок для переписки их под ответственного взявшего лица за целость, со­хранность и своевременный возврат.
Конечно, просьбу Сибгосоперы необходимо удовлетво­рить без ущерба для интересов Большого театра. Нарком про­свещения А. Луначарский.
ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 837. Л.124. Подлинник.
206
Приложение 2
Заведующему художественным отделом Сибполитпросвета артиста драмы Н.П. Красильникова-Мишина
Не знаю, к Вам ли это будет относиться, и поможете ли Вы в этом, но все-таки я считаю своим долгом информировать Вас. На Рабочей улице, недалеко от Красного проспекта номер дома я не знаю, находится кафе «Раковина артистов». Кто дал право этому кафе называться раковиной артистов, но что кафе при­надлежит частному лицу, и что за постановкой и выполнением сольных и вообще вокальных и декламационных номеров сле­дит т. Фабини, мне известно, и, бывая там почти каждый раз, я видел посещающую публику не в нормальном виде, и я не ру­чаюсь за то, что эти люди не достают в этом же кафе алкоголь. Но дело не в этом, мне важно самое название «Раковина арти­стов». Действительно, на эстраде в этом кафе выступают луч­шие силы города и получают известную мзду, но кафе это доступно для исключительной публики, т.к. стакан кофе стоит 10000 рублей, что для артиста, да еще безработного, пришедше­го, как я предполагал в «свое» кафе, т.е. «хозяевами» - «арти­стами» - слишком почетисто, и таких денег у него не найдется. Вообще, я бы охарактеризовал это кафе одним словом, т.е. кафе­шантан, а почему, да потому, что хотя это кафе и носит название «Раковина артистов», но самим артистам не принадлежит, и все артисты, как выступающие, так и приходящие, являются первые - на побочный заработок, правда очень «низкий», потому толь­ко, что артистам некуда деваться, и они волей-неволей должны идти в кафе-шантан, лишь для того, чтобы не умереть с голоду и получить заработок, а другие, желая отдохнуть душой и слы­шать хорошее пенис, музыку, должны платить бешеные деньги, несмотря, однако, на то, что мне известно было, что содержа­тель этого кафе совершенно посторонний человек и никакого отношения не имеет к артистическому миру, меня, однако, уве­ряли, что кафе это «наше», т.е. артистическое, и против назва­ния «Раковина артистов» не протестовали. Может быть, у наших артистов не хватает смелости опротестовать это название «Ра­ковина артистов», и я понимаю почему, потому что они, якобы,
207
лишатся известного заработка, но все-таки я скажу свое мнение и уже проверенное: посещая несколько разуто кафе, я хотел убедиться, действительно ли оно «наше», и пришел к такому заключению, что на вопрос мой «Нахожусь ли в своей среде», мне было отвечено товарищем Фабини, что я нахожусь в ресто­ране. И вот с меня этого достаточно, и я имею полное право, если это в вашей силе и власти, сорвать эту громкую вывеску «Раковина артистов», и в свою очередь я очень поражаюсь, что такие большие величины в артистическом мире, как Орбелиани и др. до сих пор не протестовали против такого названия. Мы живем в свободной стране, и все должно быть свободно и прав­диво, но то, что не отвечает своему назначению, должно все-таки уничтожаться и вот я вторично повторяю, что кафе «Рако­вина артистов», раз оно не принадлежит артистам, должно быть закрыто, и по крайней мере сорвана хоть эта вывеска, потому что она не оправдывает своего назначения.
Артист драмы Красильников-Мишин.
27 декабря 1921 г. Г. Н.-Николаевск.
ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 239. Л.38-38 об.
208
Приложение 3
209
Черный Мефистофель (маленький фельетон)
С конца декабря 1 -й Гостеатр переживает
- Бенефисную лихорадку.
Сначала в неделю шел один бенефис. К февралю Темп ускоряется. Идут по два.
Сначала бенефисы были: В розницу.
Каждому актеру и актрисе отдельно. Теперь начали:
- Оптом.
Так было - так будет.
Бенефисы обставляются известной помпой и подчинены некому ритуалу: Во-первых:
- Когда на сцене появляется бенефициант, то дирижер Альперт
Незамедлительно впадает в раж и
- Затыкает бенефицианту рот.
- Тремя тушами (не мясными, а музыкальными). Бедный бенефициант перед дирижером превращается:
- В статую Командора.
Публика, обидевшись за актера, начинает заглушать ор­кестр аплодисментами и иногда с успехом.
В статую превращается не только бенефициант, но и все актеры, которые имеют несчастие находиться в этот момент на сцене.
Когда бенефициант один - все это не так страшно. Но при оптовых бенефисах:
- Дело значительно хуже. Например, идет «Николай I».
На сцене Чарский - камердинер. Сидит, как настоящий старичок, не шевелится.
Дирижер Альперт притаился, но как только Чарский дела­ет движение, и в дверях появляется Людмилова.
- Альперт впадает в раж. Предостерег. И вместо начала пьесы:
- Угощает публику тушами. — Альперт угомонился. На сцене по-человечески разговари­вают. Все хорошо. Вот влетает на сцену взволнованный Добро-клонский - кн. Трубецкой, хочет что-то сообщить Рылееву:
- Не тут-то было. Альперт не дремлет:
- Туш уму в зубы...
Колосов-Степанов - Рылеев застывает с раскрытым ртом, рука Чумак висит в воздухе - все окаменели...
А так как бенефициантов в этот день много, при каждом появлении нового лица ждешь:
- Опять туш закатит.
При бенефисах розничных дела несколько иначе.
Конец второго акта. Бенефициант кончил высокой патети­ческой нотой. Занавес. Публика аплодирует.
Дают занавес, но вместо бенефицианта на сцене очкастый помощник режиссера. Он неистово хлопает в ладоши и вызы­вающе посматривает за кулисы. На его хлопки из всех щелей выходят актеры, участвующие и не участвующие, и в париках, и без оных, и все они неистово аплодируют.
Публика, решив, что это какой-нибудь чрезвычайно смеш­ной трюк неунывающего администратора Данича, приходит в восторг и впадает:
- В ликующее бешенство.
Наконец появляется оглушенный, сконфуженный и крот­кий, как овечка, бенефициант.
Тогда наноге устраивается управляющий театром Ванин, спокойно начинает:
- От имени Губполитпросвета и от себя лично... Бенефициант чувствует себя окончательным преступни­ком.
Обычно дирижер говорить Ванину дальше не дает, и все кончается к общему благополучию.
210
К бенефицианту, как к свежим мощам, начинают прикла­дываться все находящиеся на сцене. Зал аплодирует. Дальше пьесу можно:
- Смотреть безболезненно. —
Все это, а в особенности туш, при появлении бенефициан­та:
- Усиливает цельность впечатления от пьесы.
А все же... Надо бы показывать бенефицианта до начала пьесы.
Или даже на день раньше. Или все это устроить как-нибудь иначе. Я не знаю. Можно объявить конкурс:
- Кто-нибудь придумает...
Иль-ин.
P.S. Чуть не забыл. А причем же тут название
- Черный Мефистофель? А вот причем.
Статуя Черного Мефистофеля заслуживает того, чтоб ей
- Устроили бенефис.
Она участвует во всех пьесах всех времен (от Нерона до Соввласти) всех народов (от якутов до негров) и во всех павиль­онах.
Я даже обиделся за нее, когда не увидел Черного Мефи­стофеля в лодке Стеньки Разина.
С ней может соперничать только статуэтка белого грече­ского мудреца или римского императора - участвуют тоже доб­росовестно.
Но Мефистофель - чаще.
Да будет ему бенефис.
Иль-ин.
Красный Алтай. 1923. 27 марта
211
Приложение 4
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ГАЗЕТНЫХ РЕЦЕНЗИЙ Сценические именины Н.С. Фирсова
24-го февраля справил свои сценические именины режис­сер и артист Н.С. Фирсов. Первый Государственный театр был переполнен публикою, несмотря на значительно повышенные цены на места, все билеты были проданы до начала спектакля.
Бенефициант ставил пьесу «Петербургские трущобы» Ев­докимова (по роману Крестовского). После 6-й картины пьесы состоялось публичное торжественное чествование Н.С. Фирсо­ва. <...> Главный режиссер А.Н. Арказанов прочел адрес от труппы, которая преподнесла ему два серебряных бокала. Затем приветственную речь сказал от художественного подотдела губполитпросвета В.Д. Севастьянов, отметивший яркий талант Н.С. Фирсова, который развился у нас в Алтайской губернии. Рабочие сцены приветствовали Н.С. Фирсова особым адресом. В заключение представитель украинской труппы произнес при­ветственное слово. <...>
А. Нижегородский Красный Алтай. 1922. 2 марта 1-й государственный театр «Лес» Островского
Произведения Островского остаются неисчерпаемым ис­точником, из которого русская сцена черпает и будет еще чер­пать ни один десяток лет интерес для постановок. Островский -создатель русской бытовой драмы.
Для широких рабочих и крестьянских масс драмы и коме­дии островского имеют большое значение: в них зло осмеивает­ся самодурство русского купечества и вообще самодурство русского народа во всех его проявлениях. В пьесе «Лес» Ост­ровский и изображает быт помещиков, актеров и купечества.
Поставлена была пьеса старательно, занимательно, но ис­полнение не удовлетворяло. «Лес» требует для исполнения со­лидных артистических сил.
С полным пониманием роли играл Арказанов «трагика» Геннадия Несчастливцева. Он показал героизм актера, оттенив
212
доброту и чистоту его души. Яковлев в роли Аркашки Счаст-ливцева слишком шаржировал и балаганил. Эту роль надо иг­рать с чувством меры, без нажима. Бледно и тускло провела роль помещицы Гурмыжской Калинина. Не удалась роль купе­ческого сынка Смирскому. Прилично играл Сухов купца Вось-мибратова, но все же надо было резче подчеркнуть самодурство и плутовство купца.
Красный Алтай. 1921. 20 декабря
213
Приложение 5
За оперу или драму!?
(Запоздавший фельетон) С оперой покончено. Опера уезжает, несмотря на просьбы и мольбы анонимных анкет.
Правда были голоса и за драму.
Но зрительская масса еще не может остановиться на чем-нибудь определенно и продолжает обсуждать. Ну, и пусть обсуждает. Разве жалко?..
* * *
Счетовод Перепелкин ничего не имеет против оперы, дра­му он тоже не отрицает, даже больше - он сможет пригласить машинистку Зою на три лишних спектакля, ибо билеты на драму дешевле.
* * *
Театральная кассирша недовольна ни оперой, ни драмой -ей приходится видеть только концы опер и трагические концы драм.
Извозчик не доволен. По его мнению, драматическая пуб­лика безденежная и любит после конца спектакля пойти домой пешком.
* * *
Оперный рецензент боится, что за отъездом оперы у него в чернильнице высохнут чернила.
О чем писать, когда будет сплошная драма?
* * *
Контролеры и сторожа у вешалок настроены особенно «драматически». Опера избаловала их. Они привыкли к давкам, полным вешалкам и по-оперному ждут: «Что день грядущий нам готовит?».
214
* * *
Ну, а вы Иван Иванович? За драму или оперу?
- Что? Опера? Драма? Оставьте.. .где? Что?
У меня не сходится баланс на 2 коп. За весь оперный сезон не посетил ни одного спектакля... Я все время из-за этого ба­ланса переживаю потрясающую драму.
* * *
-Каленый семячек!
- Пожал-те!
-Хороший, каленый семячек!
Ишь, как поперли из оперы и не один не купит... публика вся такая, только тянучки сосет.
На драме будет пожалуй лучше.
* * *
На толкучке оживление. -Эй, бабка, почем яйца?
- 35 коп.
- Дорого, уступи...
- Нет, нельзя...
Разговоры развиваются дальше.
- А ты как, за оперу или драму?
- А с чем это едят и почем за десяток?.. Разговор пересекается поросячьим визгом.
* * *
И если, наконец, вы спросили бы лошадь, которая по не­скольку часов ожидает посетителей театра: драму или оперу, она бы воскликнула:
- Ах, ни драмы, ни оперы, мне бы только десять фунтов
овса!
Томский зритель. 1927. № 2. С. 15
215
Приложение 6
ЗА КУЛЬТУРНОГО ЗРИТЕЛЯ!
У нас есть некультурный зритель:
* * *
Кино. В зале темно. Тысячи глаз устремлены на полотно.
Появляется надпись и ... сотни голосов загудели, читая ее вслух. На экране целуются и тишину зала прорезывают десятки громких и продолжительных «имитаций» поцелуя.
- Ловко он ее... Ха-ха-ха...
- Ишь, черт, как прыгает здорово...
Таких «популярных» пояснений к действию сколько угод­но.
* * *
Зал клуба набит «до отказа». Задние ряды, затаив дыхание и вытянув шеи, пытаются уловить, о чем идет речь на сцене. Вдруг кто-то кашлянул. Еще кто-то. И началось. Вольно и не­вольно, но чуть ли не четверть публики закашляла, засморка­лась...
В углу, полушепотом, завязался оживленный разговор. Стуча ногами, в зал вошли опоздавшие и стали отыскивать свои места.
Зритель опять пытается настроиться по действию. Увы! Клуб особенно богато одарен добровольными «кри­тиками». В самый разгар действия вдруг раздается:
- Идиотская пьеса!..
- Сапожники - авторитетно поддерживают с другого края.
- Чего она ломается? Кто так играет!?.. Тьфу!.. Напряжение сорвано.
* * *
Опера. Здесь как будто публика другая. Но... результат почти один и тот же.
Гаснет свет. Начинается увертюра.
216
Но в зале неспокойно. От дверей вереницей тянется опо­здавшая публика. Слушать некогда. Надо объяснить мимо про­ходящему гражданину, что это не 14, а 15-й ряд, надо посторониться, чтобы дать возможность опоздавшему занять свое место.
... Артист сочно, красиво, с чувством поет арию. Публика насторожилась. Она живет его чувствами, его голосом. Артист кончил. И гром аплодисментов пронесся от партера до галерей (музыка, арию сопровождавшая, еще не закончена). - Тш-ш... Тш-ш... - зашипел кто-то. Зашипел другой... третий, десяток.
* * *
Где-то в Москве киноленту пускают без перерывов. Хотят создать цельность восприятия действия.
У нас этого нет. Пусть мы будем прерывать впечатление антрактами. Но у нас помимо антрактов естественных, «антрак­тов в впечатлении» сколько хотите.
Не пора ли объявить борьбу с «культурной» некультурно­стью зрителя.
И. Эльст
Томский зритель. 1926. № 6. С. 3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................3
Глава 1. Развитие системы государственного управления театральным делом в Сибири в 1920-е гг.............................7
Глава 2. Государственная политика по организации работы театров в условиях экономического кризиса.......45
Глава 3. Власть и театральная интеллигенция...................89
Глава 4. Власть и творческий процесс в театрах.............121
Глава 5. Театр в повседневной жизни сибирского населения.............................................................................161
Заключение..........................................................................200
Список сокращений............................................................205
Приложения.........................................................................205
Л.Н. Баской (Баскаков) - артист драматического театра в Омске (1920-1922), t антрепренер Барнаульского Гостеатра (Гортеатра) (1923/1924 гг.), Бийского Гортеатра (вторая половина 1920-х гг.)
А.А. Нижегородский (Локтин), театральный критик. 1920-е гг.
В.В.Васильчикова (Баскакова - Роберг) артистка драматического тетра в Омске (1920-1922), Барнаульского Гостеатра (Гортеатра) (1923/1924 гг.), Бийского Гортеатра (вторая половина 1920-х гг.)
А.В. Павлов-Арбенин, дирижер Сибгостеатра в сезоне 1923/1924 гг.
Л.Н. Баской в роли Несчастливцева в спектакле «Лес» А.Н. Островского. Барнаульский Гостеатр (Гортеатр). 1923 г.
Л.Н. Баской в роли Иоанна Грозного в спектакле «Василиса Мелентьевна» А.Н. Островского. Барнаульский Гостеатр (Гортеатр). 1923 г.
Артисты одной из сибирских трупп на выездном концерте. 1920-е гг.
Сцена из спектакля «Николай I». Каховский и Саша. В роли Саши - Л.П. Людмилова. Барнаульский Гортеатр. 1927 г.
Артисты хора, занятые в опере «Черевички» П.И. Чайковского. В центре сидят хормейстер С.Ф. Абаянцев и режиссер И.П. Варфоломеев. Новониколаевск. 1923 г.
Сцена из спектакля Барнаульского Гортеатра. 1927 г. Спектакль установлен. В ролях: актрисы Л. Паули и Л.П. Людмилова.
Сцена из спектакля «Принцесса Турандот». Барнаульский Гортеатр. 1927 г.
Сцена из спектакля «Горе от ума». А.С. Грибоедова. Гости на балу у Фамусовых. В ролях: Грековская, Румянцев, Инсаров, Аркадьева, Леонов, Горев, Владимиров, Людмилова (в роли внучки). Омский Гортеатр. 1929 г.
Верстка - И.В. Шаповалов Дизайн обложки С.Н. Кисленко
Подписано в печать 11.02.2005 Бумага офсетная. Гарнитура Тайме Нью Роман Усл. п. л. 12,5. Изд. л. 10. Заказ 8. Тираж 500 экз.
Отпечатано в типографии Некоммерческого партнерства «Аз Бука» Лицензия на полиграфическую деятельность ПЛД №28-51 от 22.07.1999 г. г. Барнаул, пр. Красноармейский, 98а тел. 62-91-03,62-77-25 E-mail: azbuka@rol.ru

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.