Saturday, May 17, 2014

5 О.А.Литвинова Власть и театральная культура в сибирской провинции в годы нэпа 1921-1928

В апреле 1927 года о необходимости объединении теат­рального дела в Сибири заговорили в Омске. Мнения о целесо­образности так называемого трестирования были различными. Заведующий городским театром Карпов выступил за объедине­ние зрелищных предприятий лишь в городском масштабе, т.е. за организацию УЗП. Краевое трестирование Карпов посчитал не­целесообразным, так как у каждого города имелся свой бюджет, в зависимости от которого строился театральный план. Подчер­кивалось, что в Новосибирске дефицит от содержания оперы составляет около 150 ООО руб., а ежемесячное содержание этого театра обходится в 30 ООО руб. Именно финансовые соображе­ния, по мнению Карпова, препятствовали работе Сибгостеатра в Томске и Омске. Поэтому был предложен обмен труппами на договорных началах. Другую точку зрения высказал заведую­щий окружным политпросветом: включить в трест не три, а че­тыре города для того, чтобы организовать оперу, драму, комедию и оперетту. Мыслилось, что это уменьшит финансовые затраты на организацию трупп, поскольку формированием трупп в таком случае занимался бы трест, а не каждый город. Кроме того, предполагалось формирование трупп на продолжи­тельный срок (год-два), что сократило бы расходы на перебро­ску трупп из центра. (Подчеркивалось, что переброска труппы из центра в Томск стоила 6 ООО руб.) Наконец,.третья точка зре­ния (ее высказал председатель союза Рабиса) заключалась в об­мене труппами на предстоящий сезон между близлежащими городами через организованный специально для этой цели регу­лирующий орган при Сибоно. В дальнейшем предполагалась возможность объединения в трест103.
В то же время практическое воплощение идеи объедине­ния театров произошло следующим образом. Омское отделение Посредрабис проработало вопрос об объединении с уральскими городами. В результате Уральским Посредрабисом были орга­низованы драматическая и оперная труппы для городов Омск и Златоуст104. Лишь в 1929 году было создано УЗП краевого мас­штаба, взявшее на себя все функции по организации театраль­ных сезонов.
84
В завершение главы хотелось бы еще раз отметить, что ор­ганизационно-экономическое положение театров на протяжении всего периода нэпа не было стабильным. В течение рассматри­ваемого времени в стране появились различные организацион­ные формы театров. Это антрепризы, актерские товарищества, театры при отделах народного образования, работающие на хоз­расчетных началах. Последняя форма в Западной Сибири стала самой распространенной. Однако хозрасчет театров не был пол­ным, поскольку театры получали определенную помощь со сто­роны руководивших ими государственных органов. Само появление различных видов театральных форм было вызвано экономической конъюнктурой в стране, попыткой государства свести материальные затраты на содержание учреждений куль­туры к минимуму. Вместе с тем реализуемая государственной властью концепция культурной революции способствовала то­му, что государство должно было поддерживать театры, хотя бы в минимальном объеме. Ввиду последнего обстоятельства мест­ные органы государственной власти в определенной степени оказывали финансовую поддержку театрам независимо от орга­низационных форм последних. В этом смысле сибирский регион не был исключением. Уже со второй половины 1920-х гг. во всех западносибирских городах стали составляться финансовые сметы по всем театрам. Постепенно ввиду дефицита театров возникла идея объединения сибирских театральных предпри­ятий в трест и организации театральных «комбинированных се­зонов». Между тем, несмотря на проводимые организационные преобразования, в Сибири к концу 1920-х гг. стационарные те­атры так и не образовались.
1 ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д.214. Л.28.
2 Там же. Л.30.
3 ГАРФ. Ф.2306. Оп.24. Д.630. Л.6.
4 Там же. Оп.1. Д.438. Л. 14-14 об.
5 Там же. Д.603. Л.402-403.
6 Власть и интеллигенция в Сибирской провинции. Конец 1919-1925 гг. - Новосибирск, 1996. С.92.
7 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.534. Л. 125-125 об.
85
8 Там же. Д.535. Л.7.
9 Там же. Ф.Р-318. Оп.1. Д.534. Л.125-125 об.
10 Там же. Ф.Р-318. Оп.1. Д.534. Л.94-94 об.
11 Там же. Д.532. Л.35-35 об.,36; Д.534. Л. 94-94 об.; 95 об.; Д. 1213. Л.48-48. об.
12 Там же. Ф.Р-318. Оп.1. Д.534. Л.97-97 об.
13 Там же. Л.97 об.
14 Там же. Л.98.
15 Красное знамя. 1921. 16 октября.
16 Красное знамя. 1921. 7 октября, 1 ноября, 7 декабря.
17 Свободная И., Тепляков С. Малая земля: Барнаульский театр с XVIII до 20-х гг. XX в. // Молодежь Алтая. 1993. 13 августа.
18 ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 126. Л. 105.
19 ЦХАФ АК. Ф.Р-10. Оп.1. Д.45. Л.129.
20 Там же.
21 Там же. Ф.Р-10. Оп.1. Д.45. Л.129-130.
22 Там же. Ф.Р-141. Оп.1. Д. 158. Л.219.
23 Красный Алтай. 1921. 29 ноября.
24 ГАНО. Ф.Р-1119. Оп.1. Д.94. Л.1.
25 Там же. Ф.Р-1053. Оп.1 Д.239. Л.39-39 об.
26 ГАРФ. Ф.2306. Оп.1. Д.438. Л.24.
27 Там же. Оп.З. Д.48. Л.9-14.
28 Там же. Ф.2306. Оп.1. Д.639. Л.104.
29 Токарева Е.А. Театральная интеллигенция в России в 1917-1926 годах. Дисс.канд. ист. наук. - М., 1994.
30 Там же. С.69.
31 Там же. С.69.
32 ЦХАФ АК. Ф.Р-141. Оп.1. Д.160. Л.7.
33 Красный Алтай. 1922. 12 сентября, 5 октября, 10 октября, 18 ок­тября, 19 ноября.
34 ЦХАФАК. Ф.Р-141.0п.1.Д.177 .Л.41 об.; Красный Алтай. 1923. 10 октября.
35 Там же. Ф.Р-141. Оп.1. Д.79. Л.181-182.
36 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.578. Л. 1-5 об.
37 ЦХАФ АК. Ф.Р-141. Оп.1. Д.71. Л.27.
38 Там же. Ф.Р-141. Оп.1: Д.] 77. Л.69.
39 Там же. Д.79. Л. 186.
40 ЦХАФ АК. Ф.Р-141. On. 1. Д.79. Л. 176.
41 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.589. Л.37-38.
42 ЦХАФ АК. Ф.Р-141. Оп.1. Д. 177. Л.69.
86
43 Там же. Д.79. Л.173-180.
44 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.589. Л.37-38.
45 ЦХАФ АК. Ф.Р-141. Оп.1. Д.175. Л.8.
46 Красный Алтай. 1923. 20 июня.
47 Еженедельник Народного Комиссариата Просвещения. 1923. 21 июля. С.21-22.
48 Красное знамя. 1923. 1 января.
49 ГАТО. Ф.Р-28. Оп.1. Д.541. Л.30, 31.
50 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.589. Л.36.
51 Красное знамя. 1924. 5 марта.
52 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.1248. Л.31 об.-32.
53 Там же. Л.38.
54 ГАНО. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.2. Л.83 об.
55 Там же. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.16. Л.70-70 об.
56 Там же. Ф.Р-1119. On. 1. Д. 152. Л.40-40 об.
57 Там же. Л.40 об-41.
58 Там же. Л.223 - 223 об.
59 Там же. Л.40об-41.
60Там же. Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 837. Л.22-22 об.
61 Там же. Л.22 об.-23 об.
62 Там же. Ф.Р-1053. Оп.1. Д. 837. Л.163.
63 Там же.
64 Там же. Ф.Р.1636. Оп.1. Д.21. Л.9 об, 10 об.
65 Там же. Ф.Р-61. Оп.1. Д.293. Л.3-4.
66 Там же. Л.4 об
67 Там же. Ф.Р-61. Оп.1. Д.947. Л.36-36.
Там же. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.8. Л.65 об. Там же. Ф.Р-1053. Оп.1. Д.837. Л.147-149. Красный Алтай. 1926. 7 июля.
71 Шаповаленко Н. Экономическое положение провинциальных театров // Советское искусство. 1925. №1. С.57-59.
74 Там же. Л. 174.
ГАТО. Ф.Р-430. Оп.1. Д.86. Л.82. ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.568. Л.474-474 об.
77
ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д.837. Л.153. ЦХАФ АК. Ф.Р-12. Оп.1. Д.524. Л.108-109.
ГАНО. Ф.Р-61. Оп.1. Д.293. Л.3-4. Советский театр: Документы и материалы. Русский советский театр. 1921-1926.-Л., 1975.31-32.
87
79 Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Народно­го Комиссариата Просвещения. С. 1-4.
80 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.589. Л.49.
81 Там же. Л.70.
82 ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.589. Л.70.
83 Там же. Ф.Р-318. Оп.1. Д.589. Л.34 об.
84 Там же. Л.62.
85 Там же. Ф.Р-318. Оп.1. Д.589. Л.27-28.
86 Там же. Л. 36.
87 ГАТО. Ф.Р-28. Оп.1. Д.526. Л.38; ГАНО. Ф.Р-1053. Оп.1. Д.239. Л.66-67; Ф.Р-61. Оп.1. Д.293. Л.95; ГАОО. Ф.Р-318. Оп.1. Д.568. Л.486.
88 ГАНО. Ф.Р-61. Оп.1. Д.689. Л.71.
89 Там же.
90 ГАТО. Ф.Р-430. Оп.1. Д.59. Л.270.
91 Вестник работников искусств. 1925. №4.
92 ГАНО. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.8. Л.87-87 об.
93 Там же. Ф.Р-61. Оп.1. Д.292. Л.4.
94 Там же. Д.293. Л.67-67 об.
95 Там же. Л.7 об-8 об.
96 Там же. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.8. Л.87-88.
97 Там же. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.16. Л.27, 39-39 об.
98 Там же. Л.6 об.
99 Там же. Ф.Р-1119. On. 1. Д. 152. Л.222 об.
100 Там же. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.21. Л.8.
101 Там же. Ф.Р-61. Оп.1. Д.689. Л. 19 об.
102 ГАТО. Ф.Р-430. Оп.1. Д.88. Л.16; ГАНО. Ф.Р-1636. Оп.1 Д.21. Л.26; ГАТО. Ф.Р-430. Оп.1. Д.99. Л.75; Советская Сибирь. 1927. 22
июля.
юз
Рабочий путь. 1927. 5 апреля. ГАНО. Ф.Р-1636. Оп.1. Д.22. Л.47-47 об.
88
ГЛАВА 3. ВЛАСТЬ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Изучение театральной культуры немыслимо без исследова­ния категории людей, чья профессиональная деятельность ока­залась неразрывно связана с театром. Данная социальная груп­па с одной стороны, выполняла определенную социокультур­ную роль в обществе, в некотором роде выполняла государст­венный заказ в области художественного воспитания населения, с другой стороны, являлась объектом государственной полити­ки, т.е. испытывала на себе давление властных структур. В кон­тексте сказанного автор считает необходимым рассмотреть ряд аспектов: источники формирования профессиональной группы, называемой в 1920-е гг. театральной интеллигенцией, ее мента­литет, взаимоотношения с властными структурами.
Приступая к анализу заявленных проблем, прежде всего, хотелось бы высказать некоторые замечания по поводу опреде­ления численности группы людей, профессионально посвятив­ших себя театральному искусству. Во-первых, нельзя не согласиться с точкой зрения исследователя Е.А. Токаревой, подчеркнувшей сложность исследования количественных пока­зателей художественной интеллигенции вообще и театральной интеллигенции в частности1. Во-вторых, известно, что число сибирских театров заметно уступало количеству театров, дейст­вовавших в европейской части страны. В-третьих, в Сибири ни до революции, ни на протяжении 1920-х гг. не возникли стацио­нарные театры. Наконец, статистические подсчеты, касающиеся состава театральных работников, в регионе в рассматриваемый период не производились. Ввиду отмеченных обстоятельств не­возможно определение каких-либо количественных данных по обозначенной проблеме. Однако сказанное вовсе не означает, что изучение театральной интеллигенции как специфической профессиональной группы не имеет смысла. Ряд вопросов авто­ру удалось раскрыть, о чем и пойдет речь ниже.
89
Разумеется, когда речь идет о людях искусства, читателю в первую очередь хочется услышать имена таких людей. Между тем установление имен сибирских актеров оказывается непро­стым делом, так как творческий процесс в театрах в 1920-е гг. был связан с постоянным перемещением артистов. Некоторых артистов можно лишь условно отнести к сибирским, поскольку они работали в Сибири лишь несколько сезонов. Значительная часть актеров, закончив сезон в одном театре, переезжала рабо­тать в другой сибирский город. Так, некоторые актеры из труп­пы М.К. Вулконского после работы летом 1922 года в Барнауле продолжили творческую деятельность в Омске. Это были В.П. Варина, В.В. Васильчикова, В.Н. Соломина, А.И. Раич, А.А. Белостоцкий, А.Ф. Пармский, Н.С. Фирсов, Б.П. Шмидт. Прежняя география мест работы названных артистов была очень обширна. В частности, Варина, до того как оказалась в Сибири, играла в Одессе, Риге, Харькове, Владивостоке; Васильчикова -в Петрограде, Москве, Казани, Самаре; Раич - в Киеве, Ростове-на-Дону; Белостоцкий - в Самаре, Саратове, Астрахани; Парм­ский - в Москве, Казани; Шмидт - в Москве, Киеве, Казани, Петрограде. Проследить дальнейшую судьбу артистов после их работы в Омске автору, к сожалению, не удалось.
Несколько иным образом складывалась ситуация в Сибго-стеатре. Это был единственный театр в регионе, где в опреде­ленной степени сложился постоянный коллектив, несмотря на ежегодные обновления состава труппы. Некоторые дирижеры, балетмейстеры, режиссеры работали в оперном театре на про­тяжении ряда сезонов. Так же, как и большинство сибирских артистов, актеры Сибгостеатра были связаны с центральным регионом страны. Основная часть солистов труппы ранее рабо­тала в театрах Москвы, Петрограда, Киева, Одессы.
Разумеется, сибирские актеры-профессионалы в начале 1920-х гг. были представлены не только артистами, начавшими сценическую деятельность в дореволюционных театрах. (Имен­но о таких работниках сцены говорилось выше). Как уже отме­чалось, большинство театров, возникших в стране после событий 1917 года, представляло собой самодеятельные и полу­профессиональные коллективы. Примером полупрофессиональ­
90
ных театров могут служить студии в Томске, рабочие театры в Барнауле, Экревте в Омске и театры в ряде уездных театров. К примеру, в Камне в Рабоче-крестьянском театре в 1920 году ра­ботало всего 9 профессионалов, из них шесть актеров, один суфлер, один бутафор и один режиссер2. Подобное положение складывалось в национальных труппах, работой которых руко­водил Сибоно. Так, из 12 актеров Латышской Передвижной те­атральной труппы девять имели сценическую практику от года до четырех-пяти лет. Драматическое образование имели только два человека (они окончили трехгодичные курсы в Риге). При этом руководитель труппы имел опыт работы в создании проле­тарского театра: он принимал участие в создании Латышского Рабочего театра в Москве3.
Анализируя особенности развития театральной культуры в первые годы советской власти, исследователи обычно делают акцент на тяге населения к искусству, объясняя тем самым воз­никновение огромного числа театров, в том числе и самодея­тельных. Данное явление, несомненно, присутствовало в общественной жизни. При этом, однако, не следует забывать о стремлении государства развивать театральную сеть на местах. После революции театральные труппы в небольших городах возникали в централизованном порядке. В уездные отделы на­родного образования в 1920-м-начале 1921 гг. направлялись ан­кеты для обследования положения в театральном деле. По итогам каждого квартала, отделами народного образования всех уровней составлялся отчет, где отмечалось о проделанной рабо­те, в том числе и в театральной области. Весной 1921 года из Омска, являвшимся на тот момент административным центром Сибири, в губернские города направлялись телеграммы содер­жания, подобного следующему: «Просьба сообщить количество музыкантов, артистов всех видов, певцов, художников, необхо­димых для выполнения плана текущего года. Сведения необхо­димы [к] 15 апреля [в] губернском масштабе»4.
В случае недостатка артистов уездные отделы народного образования ходатайствовали перед вышестоящими органами об откомандировании артистов для уездного театра. Так поступил Каменский уездный отдел в сентябре 1920 года5. Иногда мест­
91
ные отделы народного образования в приказном порядке назна­чали артистом человека, ранее работавшего по совершенно иной специальности. В феврале 1921 года уже упомянутым Камен­ским отделом народного образования Е.А. Ленская была пере­ведена с должности заведующей приютом на должность актрисы6.
Архивные документы и материалы печати начала 1920-х гг. свидетельствуют и о других причинах, способствовавших росту самодеятельных театров.
Во-первых, некоторые категории артистов не подлежали мобилизации. В апреле 1921 года в Томск из Новониколаевска была отправлена телеграмма следующего содержания: «Ввиду того, что существующий [в] Новониколаевске цирк балаганного характера, не дающий никакого культурно-просветительного развития населению, только развращающий его, служащий ук­рывательством трудповинности, здоровой рабочей силы и ис­пользующий огромное количество обстановки и электрического тока, может быть с огромной пользой использован под открытие спортивного клуба... отдел управления, основываясь заявлению Наробраза, настоятельно ходатайствует о закрытии цирка и ис­пользовании его под спортклуб»7. Подобным образом укрыва­лись от трудовой повинности артисты, работавшие не только в цирках, но и в театрах.
Во-вторых, в театрах при военных частях выдавался высо­кий паек. В связи с этим многие артисты подрабатывали в крас­ноармейских театрах. Как вспоминала артистка В.В. Петухова, работавшая в Томске, «и хотя я в театре получала зарплату в 900 тыс. руб. тогдашними денежными знаками, что было равно поч­ти ставке актрисы первого положения, денег этих хватало лишь на приобретение трико для цирковой актрисы. Именно поэтому и студийцы, и актеры охотно подрабатывали, выступая в ЧОНах (частях особого назначения - прим. О.Л.), госпиталях, где пла­тили актерам пуд муки»8. В 1921 году в центральном журнале «Вестник работников искусств»'отмечалось, что «театральное дело по Сибири находится в положении весьма удручающем», поскольку те или иные воинские части продолжают не считать­ся с отделами народного образования, «захватывают помеще­
92
ния соблазняют работников своими пайками»9. По этому же поводу томская газета «Красное знамя» осенью 1921 года писа­ла- «У нас каждая воинская часть, госпиталь, клуб - все желают иметь обязательно «свою собственную труппу». И в этом вопро­се колокольный патриотизм занимает первое и почетное место, пожалуй, больше, чем в других. Эти труппы обычно составля­ются из «своих сил», на помощь которым в качестве режиссе­ров, а также на роли главных персонажей приглашаются «всамделишные» артисты. В очень редких случаях из-за военно­го пайка в такие труппы попадают и приличные силы, но в боль­шинстве случаев это актеры на вторые и даже третьи роли, сами театрально безграмотны» .
Обращая внимание на стремление властных структур соз­дать большое количество театров в стране, необходимо затро­нуть проблему отношения новой власти к «старой» интеллигенции. В исследованиях, посвященных этой теме, справедливо отмечается, что, с одной стороны, власть понимала необходимость сотрудничества с кадрами «старой» интеллиген­ции и была вынуждена идти на это. С другой стороны, такой союз признавался временным, поскольку ставилась задача вос­питания «новой» интеллигенции.
В разных сибирских городах взаимоотношения власти и интеллигенции складывались по-разному. В Томске в 1920 году на конференции представителей культурно-просветительных комиссий профсоюзов было вынесено постановление: не при­глашать в будущую Студию Рабочего театра в качестве препо­давателя артиста И.Г. Калабухова. Мотивы бойкота объяснялись тем, что Калабухов служил при А.В. Колчаке и не был внимате­лен к нуждам рабочих".
В то же самое время очень лояльно складывались отноше­ния между государственными органами и «старой» интеллиген­цией в Омской губернии. Согласно архивным документам, в 1920 году из 23-х человек мужского состава оперной труппы Большого театра 11 человек прежде служили при А.В. Колчаке. Среди таких артистов были дирижер симфонического оркестра И.С. Кацман, капельмейстер оркестра В.В. Нестеренко, заве­дующий музыкальной комедией Б.П. Давыдов, а также еще во­
93
семь певцов. Некоторые из артистов остались в Омске при уходе Колчака в ноябре 1919 года, другие покинули город вместе с армией Колчака и в дальнейшем либо были взяты красноармей­цами в плен, либо добровольно вернулись в Омск. Важно отме­тить, что жалование артистов не зависело от того, где он служил прежде. Из упомянутых 11 человек минимальная заработная плата по 19 разряду была у двоих, по 23 разряду - у троих, по 26 - у двоих, по 29 - у двоих, по 33 и по 35 разрядам тарифициро­валось по одному человеку12. Заслуживает внимания и тот факт, что родственник (по всей видимости, брат) одного из артистов, служившего при Колчаке, входил в труппу Омского Экревте. Такой вывод был сделан при сравнении списков актеров омских театров.
Возникает вопрос: каковы причины столь лояльного отно­шения омских властей и профсоюзной организации к «старым» театральным кадрам? Безусловно, определенную роль играло то обстоятельство, что Омск являлся при Колчаке административ­ным центром и, следовательно, сосредотачивал в большом ко­личестве актеров, работавших в колчаковских антрепризах. Кроме того, в 1920 году при подборе на работу первостепенное внимание уделялось профессионализму. В этом плане показа­тельно заявление заведующего оперной труппой И.А. Комис-саржевского, поданное в отдел народного образования. «Сим довожу до сведения отдела, что мной приглашен в оперную труппу пианист-аккомпаниатор Борис Петрович Давыдов, лично мне известный как хороший оперный концертмейстер. Тов. Да­выдов как военнопленный встал на учет окружного комиссариа­та по военным делам Сиб[ирского] военного округа, откуда он отпущен с удостоверением личности, а потому прошу Отд[ел] Нар[одного] Образования] снестись с окружным комиссариа­том о зачислении его на службу в оперную труппу, где он необ­ходим как специалист», - говорилось в документе13. Наконец, не следует забывать, что часто оперные и классические драматиче­ские театры воспринимались большевиками как нечто отжив­шее. Не исключено, что в связи с этим государство и общество лояльно относилось к артистам, служившим при Колчаке и ра­ботавшим в дальнейшем в опере, но в то же самое время протес­
94
товало против того, чтобы эти же артисты возглавляли рабочие театры.
Учитывая последнее обстоятельство, нельзя не остано­виться на проблеме подбора актеров в показательные труппы. Для этой цели могло проводиться анкетирование среди будущих артистов, благодаря которому наряду с профессионализмом проверялся их политический уровень. Так, анкета, заполняемая при поступлении в Сибирскую Агитационную труппу в феврале 1921 года, состояла из нижеперечисленных пунктов:
1. Вероисповедание.
2. Образование.
3. Где работал до поступления в Агиттруппу?
4. Где находился и что делал во время Колчака?
5. Давно ли работаете на сцене?
6. Ваше амплуа и укажите подробно, в каких пьесах участ­вовал и на каких ролях.
7. Имеется ли театральное образование, где учился и сколько времени?
8. Какие обязанности лежат на актере Агиттруппы?
9. Как понимаете задачи Агиттруппы?14
Огромный интерес представляют ответы на вопросы пред­лагаемых анкет15. В общей сложности обнаружено шесть анкет, заполненных при поступлении в Сибирскую Агитационную труппу в феврале 1921 года. Самому молодому участнику труп­пы было 15 лет, самому старшему - 30 лет. Из анкетированных о профессиональном образовании можно сделать предположе­ние лишь относительно одной артистки: она училась в Омске в драматической студии на протяжении семи месяцев. Еще один человек ранее учился в драматической студии в Казани, но по случаю отъезда в Сибирь студию не окончил. Артистический стаж опрашиваемых - от года до шести лет. Однако несмотря на стаж, некоторых кандидатов трудно было назвать драматиче­скими актерами. Так, один человек на протяжении нескольких лет работал куплетистом, другой - цирковым артистом (имита­тором звуков). Заслуживают внимания умозаключения анкети­руемых по поводу задач Агитационной труппы и ее актеров: «Актер должен выполнить возложенные на него задания так яс­
95
но, чтобы зритель мог понять, что представляет из себя театр в настоящее время, к чему стремится советская республика», «...труппа должна просвещать темные массы к будущему, яс­ному и светлому», «труппа должна выполнять все задачи, воз­ложенные на нее режиссером, т.е. должна передать всю играющую пьесу зрителю так ясно, чтобы зритель мог в ней ра­зобраться хорошо, без разъяснения посторонних», «обязанности лежат на мне выполнить роль, чтобы крестьяне могли понять, что есть театр», «на мне лежит обязанность дать зрителю, по мере моих сил и знаний, нравственно-воспитательное и художе­ственное впечатление», «какие на Агиттруппу возложены зада­чи, по моему мнению, должны были разъяснить нам те руководители, которые формировали нашу труппу. Задачи Агиттруппы состоят в том, чтобы своим делом дать понять зри­телю, к чему стремится Советская власть, с кем она ведет борь­бу, и что она дала пролетариату, и что она даст в будущем»16. Показательно, что главным критерием при подборе актеров, со­гласно заключению руководителя труппы, являлся все же про­фессионализм, а не политические воззрения кандидатов. Поэтому мнение режиссера могло быть следующим: «В драме только сможет участвовать на выходных ролях. К делу отноше­ние халатное»17.
Поскольку провозглашенный государством курс на куль­турную революцию на первый план выдвигал необходимость создания рабочих и красноармейских театров, то, безусловно, возникала потребность в подготовке инструкторов для самодея­тельных театров, а также надобность дать основные знания ра­бочим и молодежи, желавшим играть на сцене. Это привело к тому, что в стране в ряде губерний создавались для этой цели учебные заведения. Сибирь не стала исключением. Поэтому при Сибоно в 1920 году стали работать краткосрочные шестимесяч­ные курсы по подготовке инструкторов театрального дела18. То­гда же при Томском подотделе искусств были созданы Трудовая школа искусств, специальные школы всех видов искусств выс­шего типа, Мастерская изготовления красок и художественных материалов19. Главными направлениями деятельности Трудовой школы искусств стали изобразительное искусство, труд, музыка
96
и пение, пластика. Мыслилось, что школа станет для подотдела искусств «основным резервуаром, собирающим художествен­ные силы трудового населения, из которого подотдел искусств будет черпать и распределять подготовленные уже силы или как преподавателей и инструкторов в школы, клубы, детские сады, площадки и т. д., или направлять в специальные школы и мас-
20
терские» .
Школы, студии и мастерские высшего типа создавались при Томском подотделе искусств для способных к специализа­ции в том или ином направлении. В общей сложности возникло пять школ высшего типа. Среди них были Оперная студия (Высшая школа пения), Рабочая студия (Высшая школа драмы), Школа хореографии21. При этих школах имелся Показательный театр, где происходила практическая работа. Другие архивные материалы, помимо названных школ, упоминают о существова­нии в Томске двух Рабоче-крестьянских студий и Рабочей сту­дии при Рабочем Дворце, о чем уже упоминалось ранее.
Среди студий Томска большую известность имела студия А.Э. Рошковского. Она объединяла молодых людей самого раз­ного происхождения и рода занятий. Основную часть студийцев составляли студенты Томского университета. Желание молодых людей играть на сцене и, самое главное, научиться этому было огромно. «Каждый вечер после занятий в университете мы бе­жали через весь город в студию... Часов в 11-12 вечера расхо­дились по домам. Пустой город, а мы по Почтамтской, главной улице Томска, несемся в мазурке», - вспоминала одна их участ­ниц студии22. Очень показательны воспоминания студийцев о самом Рошковском. Уже спустя много лет его ученица В.В. Пе-тухова говорила: «Это был человек большой энергии, которой он умел заряжать студийцев. Во время творческой работы Рош-ковский заставлял нас забыть про голод, холод, забыть про все»23.
Другой известной студией не только в Томске, но и во всей Сибири, была Первая Сибирская драматическая студия. 'Она бы­ла создана в 1920 году по инициативе В.Д. Вегмана. Возглавил студию И.Г. Калабухов, еще до революции закончивший драма­тические курсы при Московском Художественном театре. Спус­
97
тя несколько месяцев после начала работы студия Калабухова объединилась с приехавшей из Костромы студией А.Д. Попова. Объединенная труппа назвалась Театром Вольных Мастеров. После отъезда костромичей через год театр остался, но стал ра­ботать под другим названием: Театр Студийных Постановок.
Государство, считая необходимым подготовку новых кад­ров для профессиональных театров, было инициатором откры­тия студий при существовавших театрах. В частности, в ноябре 1920 года была создана студия при Омском Большом Народном театре. Ее преподавателями стали артисты театра Баской, Гри­шин, Писарева, Токмаков, Сокольский, Фомин, Мальшет, Давы­дов. Имя последнего артиста уже упоминалось. При А.В. Колча­ке он заведовал музыкальной комедией. Таким образом, на тот период времени при выборе преподавателей, как и при подборе актеров в показательные театры, главным качеством станови­лась высокая степень профессионализма. Работой студии руко­водил педагогический совет. Занятия производились ежедневно, и в общей сложности каждый преподаватель давал по два урока в неделю. Преподавательскую работу артистов театра мысли­лось оплачивать из расчета 6 ООО руб. в месяц24.
В декабре 1920 года в Омске, помимо студии при Большом Народном театре, было создано еще одно учебное заведение -Первый Сибирский художественно-промышленный институт, в котором имелось декоративно-театральное отделение. Срок обучения в институте составлял пять лет. Среди предметов, изу­чаемых на отделении, были история и организация театра (в связи с декоративной живописью), история костюма, устройство сцены, бутафория, общее знакомство с электрическими приспо­соблениями и аппаратами, употребляемыми на театральной сце-
25
не .
Наконец, летом 1921 года при Губернском Показательном театре отдела народного образования были открыты двухне­дельные бесплатные курсы балета, которыми руководил извест­ный в Сибири балетмейстер Баланотти. Курсы создавались с целью подбора артистов для балета и кордебалета оперного те-
98

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.