Saturday, May 17, 2014

2 О.А.Литвинова Власть и театральная культура в сибирской провинции в годы нэпа 1921-1928

руководства театрами, постановки рекламы всех платных теат­ральных предприятий, ведения ремонта и оборудования театров, распоряжения денежными суммами, поступающими от платных зрелищ, авансами, сметными ассигнованиями на театры29. Та­ким образом, наряду с прежними задачами расстановки кадров все отчетливее звучали задачи экономического характера. Если останавливаться на конкретных делах Омского управления те­атрами, то можно привести пример вознаграждения режиссеров за постановки спектаклей. Режиссер Омского Губернского По­казательного театра Б.А. Рославлев получил премию по 200 ООО руб. за постановки «Зори» и «Царь Эдип» и по 100 ООО руб. за другие шесть спектаклей30. Управление театрами с санкции ху­дожественного подотдела назначало во все театры заведующих и их заместителей31. Можно предположить, что работа Томского и Алтайского управлений театрами проистекала подобным об­разом.
Последующие преобразования структуры руководства те­атральным делом, происходившие в регионе в ноябре-декабре 1921 года, не отличались единообразием. В то время как в Ал­тайской и Томской губерниях продолжали существовать управ­ления театрами, в Омске в ноябре 1921 года подобное управление было ликвидировано. Как отмечалось на заседании коллегии Омского губполитпросвета, имевшая место организа­ция руководства театральным делом приводила к развитию бю­рократизма32. В действительности одну из первостепенных ролей в упразднении Омского управления сыграла необходи­мость сокращения кадров, вызванная недостатком финансов. В качестве нового построения губернского театрального отдела была предложена следующая административная цепочка: заве­дующий художественным подотделом - заведующий театраль­ным отделением (ТЕО) - директор театров33. Однако данные изменения просуществовали непродолжительное время, и к концу 1921 года управление театрами в Омской губернии было вновь восстановлено.
Анализируя мероприятия конца лета-зимы 1921 года, хо­телось бы обратить внимание не столько на появление в губер­ниях управлений театрами, сколько на подбор руководящих
17
кадров для этих органов. Алтайское управление возглавлял ре­жиссер Центрального театра А.А. Белостоцкий34. В состав Том­ского управления вошли актеры Аудерский и А.П. Камский35. Директорами-распорядителями Омского управления в ноябре 1921 года являлись главный режиссер Третьего Советского те­атра И.М. Арнольдов, режиссер Первого Советского театра Н.Н. Шестов, артист драматической труппы Первого Советского те­атра Горский"16. Реорганизованное управление в конце 1921 года возглавил И.М. Арнольдов. Таким образом, все руководители являлись профессиональными работниками сцены. Заметим, что некоторые из них имели большой стаж профессиональной дея­тельности. Например, Арнольдов работал актером в течение 32-х лет37, т.е. в 1921 году при подборе кадров на административные должности профессионализму придавалось большое значение. С другой стороны, при назначении уделялось внимание и такому фактору, как членство в профессиональном союзе работников искусств (Рабисе). Уже упоминаемый И.М. Арнольдов являлся членом Рабиса с момента возникновения союза38. Что касается членства в РКП(б), то источники не упоминают о таковом среди названных руководителей театральных управлений. Это неслу­чайно, поскольку представители творческих профессий в тот момент, за очень редким исключением, были беспартийными.
Характеризуя тенденции развития системы руководства театральными предприятиями в целом, следует отметить, что ситуация осени 1921 года в провинции была отражением неоп­ределенного отношения центра к проблемам местных театров. Об отсутствии у Главполитпросвета четкой программы в отно­шении развития театрального дела говорил заведующий худо­жественным отделом Сибполитпросвета Г.Б. Патушинский, вернувшись со съезда Всерабиса в ноябре 1921 года39. Патушин­ский весьма негативно охарактеризовал деятельность Художе­ственного отдела Главполитпросвета в связи с игнорированием последним интересов театрального дела провинции, «даже та­кой обширной и государственно важной области, как Сибирь»40. «Посещая художественный отдел и все его отделения в течение целого месяца ежедневно, я имел возможность убедиться в не­удобствах чрезвычайно сложной системы и бюрократически
18
мертвенного отношения к делу нашего центрального аппарата», - отмечал в своем отчете Патушинский41. Несомненно, отсутст­вие четкой связи между центром и регионами осложняло работу Сибполитпросвета и, соответственно, губернских политпросве-тов.
К концу сезона 1921/22 гг. кризис в области культуры стал очевиден. Положение театров оказалось двойственным, по­скольку, как отмечалось в статье «Новая экономическая полити­ка и театр», опубликованной в журнале «Вестник искусств» в январе 1922 года, «национализация театральных предприятий фактически упразднена, но остается в силе национализация те­атрального имущества»42. С 1 мая 1922 года согласно решению Главполитпросвета с государственного снабжения снимались все театры страны43. В сложившейся ситуации все актуальнее становилась задача поиска наиболее оптимальной с точки зре­ния экономии денежных средств структуры управления теат­ральными предприятиями. Финансовый кризис привел в первую очередь к переменам в центральном аппарате. В ТЕО Главпо­литпросвета в начале 1922 года произошло значительное сокра­щение штатов - с 60 до 10 человек. В связи с этим были упразднены отдел театрального просвещения, самодеятельного театра, организационное отделение, а деятельность Центрально­го Управления театрами свелась к управлению академическими театрами44.
Перемены произошли и на местах. В Алтайской губернии управление театрами стало составной частью театрального от­деления художественного подотдела, должности директора, за­местителя и членов управления театрами были упразднены. Финансовая сторона всех доходных предприятий художествен­ного подотдела (а театры были отнесены к таким предприятиям) должна была проходить под контролем сметно-финансового подотдела губоно45.
В Омске продолжало работать управление театрами, пере-' именованное в феврале 1922 года на непродолжительное время в художественный комбинат. Директором комбината стал И.А. Никонов, не являвшийся театральным работником. Принципи­альным изменением в работе управления (художественного
19
комбината) стал его перевод на хозрасчет. В начале сезона 1922/23 гг. художественный комбинат имел в своем ведении два здания театра, один кинематограф и цирк. В августе 1922 года комбинатом были организованы общежития для артистов, про­катная костюмерная станция, прокатная станция музыкальных инструментов46. Управленческий штат художественного комби­ната состоял из девяти человек: директор, секретарь, бухгалтер, кассир, счетовод, заведующий прокатом инструментов, заве­дующий прокатом костюмерной, а также трое сотрудников по заготовке театральных билетов47. В отличие от центра или Ал­тайской губернии штат Омского художественного комбината практически не изменился ни количественно, ни качественно по сравнению с периодом конца 1921- начала 1922 года.
Омский губполитпросвет надеялся на стабилизацию поло­жения в театральном деле в связи с работой художественного комбината. В частности, предполагалось за счет доходов кино­театра покрывать дефицит Омского Государственного театра48. Периодами работа комбината складывалась удачно. В письме, поданном заведующим Омским губполитпросветом и директо­ром художественного комбината в президиум губисполкома в сентябре 1923 года, отмечалось, что художественный комбинат начал выходить из тяжелого материального положения, Госте­атр стал бездефицитным49. Однако работа художественного комбината осложнялась недостатком финансов. Из отпущенного Госбанком кредита в 150 червонцев фактически комбинат смог взять только 75 червонцев. Усложняла работу художественного комбината жесткая финансовая политика губисполкома по от­ношению к зрелищным предприятиям. Так, с сентября 1923 года повысилась плата кинотеатра и Гостеатра за патенты с 13 500 руб. денежными знаками 1923 года до 640 руб. золотом, уравни­тельная плата за патенты - с 2% до 3%, кроме того, комбинат производил отчисления в местный бюджет в размере 15% с ва­лового сбора. По сведениям Сибполитпросвета, подобные от­числения предприятий губполитпросвета в местный бюджет производились только в Омске50.
Однако несмотря на отмеченные трудности, художествен­ный комбинат самыми различными способами изыскивал сред­
20
ства на поддержание театров. В октябре 1923 года заведующим театрами города были направлены циркулярные письма сле­дующего содержания: «Художественный комбинат в целях эко­номии средств, выявления аккуратности служащих и рабочих и отношения их к работе предлагает Вам в недельный срок со дня получения настоящего циркуляра, согласовав этот вопрос с ме­сткомом, завести особый табель, занося в него всех служащих и рабочих театра, и записывать в него ежедневно, сколько каждым служащим и рабочим пропускается рабочих часов и тем самым непроизводительно теряется времени»51. Тем не менее, через год, в октябре 1924 года, заведующий губполитпросветом отме­чал, что управление театрами «на протяжении двух лет выявило себя как убыточное с крайне бесхозяйственной постановкой»52. Поэтому с октября 1924 года управление было расформировано. Вместо него при бухгалтерии губоно был организован кон­трольно-бухгалтерский стол из двух человек, который должен был следить за кассовой выручкой и выдавать управляющим театра и кинотеатра в сметном порядке авансы на зарплату и хозяйственные нужды53.
Автору не удалось найти сведений о работе Томского управления театрами. Однако проанализировав сохранившиеся документы, можно предположить, что оно было упразднено по­добно тому, как это произошло в Алтайской губернии. Таким образом, центральная власть, сняв с себя ответственность в пла­не финансирования театров, способствовала тому, что каждая губерния искала свои пути решения проблемы организации ру­ководства театральным делом.
Преобразования аппарата, произошедшие в губерниях, не повлияли на структуру Сибоно. Этот орган, а также его подраз­деление Сибполитпросвет, продолжали функционировать. Меж­ду тем, положение Сибполитпросвета было весьма специфич­ным. В отчете за период с 1 февраля 1922 года по 1 января 1923 года отмечалось, что между Сибполитпросветом и его главком за указанное время не было совершенно никакой связи: Сибпо­литпросвет не получил от Главполитпросвета ни одного цирку­ляра или инструкции. Причина заключалась в том, что в экспе­диции Главполитпросвета не было адреса Сибполитпросвета,
21
т.е. о существовании последнего экспедиция не знала. Ввиду этого Главполитпросвет общался напрямую с губполитпросвета-ми. В результате инструкции Сибполитпросвета часто противо­речили решениям центра54. Иными словами, Сибполитпросвет оказался лишней бюрократической структурой.
В мае 1923 года произошла очередная реорганизация цен­трального аппарата. Руководство театрами оказалось в ведении Художественного отдела Главполитпросвета. В информацион­ном письме Главполитпросвета, направленном в губернии в пе­риод с 15 июня по 15 августа 1923 года, в числе ближайших задач Художественного отдела определялась задача организа­ции местных органов управления театральной работой55. Однако на практике каждая губерния продолжала самостоятельно ис­кать наиболее оптимальную модель управления театрами. По этой причине реформирование местных административных ор­ганов шло асинхронно. В Омской губернии, как уже отмечалось, управление театрами было упразднено, и при губполитпросвете были введены новые должности. В дальнейшем Омский Госу­дарственный театр оказался подведомственным окружному от­делу народного образования в связи с новым административным делением Сибирского края. Работавший с 1922 года в Новони-колаевске оперный театр также находился в ведении отделов народного образования различных уровней. В Томской и Алтай­ской губерниях театры были переданы местным отделам ком­мунального хозяйства. Последняя ситуация требует более подробного рассмотрения.
В Алтайской губернии Барнаульский Гортеатр вместе с кинотеатром был передан губернским исполнительным комите­том (губисполкомом) коммунальному отделу в конце зимнего сезона 1923/24 гг., хотя впервые вопрос об изменении подве­домственности театра рассматривался еще в сентябре 1922 года на губернском экономическом совещании56. Предполагалось, что изменение подведомственности будет способствовать более
В Омске, Томске, Барнауле театры на протяжении 1920-х гг. называ­лись как Государственными театрами (Гостеатрами), так и Городскими театрами (Гортеатрами). Ввиду отсутствия однозначности определе­ний в документах автор использует оба названия.
22
продуманной финансовой политике в отношении театров. Гу-бисполком предполагал, что наличие в подведомственности от­дела коммунального хозяйства ряда доходных предприятий позволит собрать необходимые для работы театров денежные средства. При составлении сметы на сезон 1924/25 гг. Гостеатру планировался доход в 13 740 руб., а расход - в 13 044 руб.57 При этом, однако, не учитывалось, что в предыдущем сезоне Госте­атр не только не имел прибыли, но и общий дефицит отдела коммунального хозяйства составил около 2 215 руб.58
Для руководства театром было вновь создано управление театрами, но на этот раз при коммунальном отделе. Подведом­ственность Гостеатра коммунальному отделу продолжалась не­продолжительное время - чуть более года. На заседании секции Барнаульского горсовета по народному образованию от 1 апреля 1925 года было принято решение вновь передать кинотеатр и Гостеатр политпросвету59. Из делопроизводственной докумен­тации можно сделать вывод, что организованное ранее управле­ние театрами становилось подведомственным отделу народного образования.
Что послужило причиной столь скорого возвращения к прежнему способу руководства театральным делом? Думается, что, с одной стороны, не оправдались ожидания губисполкома по поводу решения финансовых проблем театра. С другой сто­роны, на протяжении сезона 1924/25 гг. политпросвет не снимал с себя обязательств по художественному руководству театрами. Разделение сфер управления на художественную и хозяйствен­ную затрудняло проводить местной власти единую политику по отношению к театрам. В результате Барнаульский Гостеатр с 1925 года опять оказался в ведении политпросвета при отделе народного образования, на этот раз уже окружного уровня в свя­зи с новым административным делением Сибири. Что касается другого театра Алтайской губернии - Бийского, то он оказался, соответственно, в ведении Бийского окружного отдела народно­го образования (окроно). Существование при Барнаульском ок-роно такой структуры, как управление театрами предполагало более продуманное руководство театральными предприятиями. К сожалению, архивные документы не отражают ход становле­
23
ния и развития Барнаульского управления театрами в дальней­шем. Однако имеющиеся сведения по аналогичному управле­нию в Томской губернии (с 1925 года - Томском округе) позволяют изучить указанные процессы и сделать некоторые выводы.
Томские кинотеатр и Гостеатр были переданы в ведение коммунального отдела в 1923 году. Подобно тому, как это про­изошло в Барнауле, при Томском отделе коммунального хозяй­ства было организовано театральное объединение (театроуправ-ление)60. Создание театроуправления было признано верным со стороны коллегии агитотдела Томского губкома РКП(б). При этом оговаривалась необходимость внесения в положение об управлении театрами пункта, гарантирующего идейное руково­дство театрами со стороны губоно и губполитпросвета61, что и было в дальнейшем сделано. Как указывалось в отчетах, театро-управление по художественной части подчинялось художест­венному совету политпросвета62. Театроуправлением руководи­ло правление, состав которого утверждался губисполкомом на год. Председателем правления назначался представитель от ком­мунального отдела. Обязательным было вхождение в состав правления представителя от губоно. Директором-распорядите­лем правления на протяжении нескольких лет являлся извест­ный в Сибири театральный администратор и актер М.К. Вулкон-ский63. Созданное театроуправление по своей сути напоминало художественный комбинат в Омске, так как оба этих админист­ративных органа работали на хозрасчете и ставили своей целью комплексное решение финансовых и материальных проблем зрелищных предприятий. Вместе с тем можно говорить о разли­чии между Томским театроуправлением и Омским художествен­ным комбинатом. Оно заключалось в том, что первое создава­лось при отделе коммунального хозяйства, таким образом, соз­давался принципиально новый орган в системе руководства те­атрами. Следует отметить, что Томское театроуправление было одним из первых управлений подобного рода в стране.
Суть перемен, происходивших в структуре руководства те­атральным делом в Сибири, станет более понятна при рассмот­рении подобных процессов в общегосударственном масштабе.
24
Поиски наиболее оптимальной с финансовой стороны модели управления театральными предприятиями происходили во всех регионах страны. В результате в 1923-1925 гг. во многих губер­ниях театры оказались подведомственными отделам местного хозяйства. 7 декабря 1925 года на пленуме ЦК Рабиса рассмат­ривался вопрос об обратной передаче всех зрелищных предпри­ятий в распоряжение местных отделов народного образования. Тогда выявилось несколько точек зрения по этому поводу. Пер­вая - сохранить за коммунальными отделами хозяйственное ру­ководство художественными предприятиями, представив отделам народного образования идеологическое руководство. Вторая - сохранить за коммунальными отделами лишь право владения помещениями театров. Третья - передать и помеще­ния, и сами художественные предприятия в ведение отделов на­родного образования, но только после создания специальных хозяйственных органов в виде управлений зрелищными пред­приятиями. Сторонники последней точки зрения мотивировали свои взгляды тем, что передача помещений отделам народного образования освободила бы предприятия от арендной платы, которая во многих случаях являлась очень высокой, а также из­бавила бы зрелищное производство от коммерческого подхода, свойственного отделам местного хозяйства. В результате в при­нятом пленумом постановлении говорилось: «Поручить Прези­диуму Цекрабиса в высшие законодательные учреждения СССР... [провести] проект постановления о передаче в ведение и распоряжение местных ОНО (отделов народного образования - прим. О.Л.) всех зрелищных помещений со всем их оборудо­ванием»64.
Между тем на местах процессы изменения подведомствен­ности театральных предприятий происходили независимо от решений центра. В Барнауле Гостеатр оказался в ведении управления театрами при отделе народного образования еще накануне зимнего сезона 1925/26 гг., в то время как в ряде горо­дов страны театры еще на протяжении 1926 года подчинялись отделам местного хозяйства. Произошедшие двумя годами ра­нее структурные изменения в Томской губернии отчасти отра­жали третий подход, обозначившийся на упомянутой выше
25
конференции и ставший активно прорабатываться Рабисом с конца 1925 года, отчасти, поскольку в редакции «Положения о местных управлениях зрелищными предприятиями», принятой Рабисом в 1925 году, оговаривалось, что управления зрелищны­ми предприятиями (УЗП) учреждаются при отделах народного образования65, в то время как в Томске театроуправление дейст­вовало при отделе местного хозяйства.
Для дальнейшего анализа динамики организации руково­дства театральным делом в регионе необходимо изложить ос­новные тезисы упомянутого «Положения». Согласно этому документу, УЗП должны были работать на основе хозрасчета. Предполагалось, что в состав УЗП войдут все зрелищные пред­приятия: театры, кинематографы, цирки, эстрадные и концерт­ные организации, а также их подсобные предприятия, т.е. мастерские, склады. Планировалось, что УЗП, находясь в веде­нии отделов народного образования в лице политпросветов, бу­дут работать под руководством и контролем последнего. Основными обязанностями и полномочиями УЗП были: идеоло­гическое и экономическое руководство деятельностью подве­домственных ему предприятий; рациональное использование всего имущества, переданного управлению; художественный и хозяйственный контроль над театрами, кино и другими зрелищ­ными предприятиями, сданными в аренду66.
Анализ архивных документов свидетельствует, что дея­тельность возникшего в Томске театроуправления развивалась в направлении сформулированных центром положений. Со вре­менем происходили перемены в структуре театроуправления: в сезоне 1925/26 гг. должность председателя правления была уп­разднена, и для руководства театроуправлением окружной отдел местного хозяйства назначил только директора, действовавшего под общим руководством отдела местного хозяйства. Таким ди­ректором продолжал оставаться М.К. Вулконский. В ведении театроуправления находились два кинотеатра, Гостеатр, город­ской сад, театральный клуб, а также общежитие. Организацион­ное и экономическое руководство зрелищными предприятиями осуществлялось при единоначалии директора театроуправления. Директор руководил всеми операциями театроуправления, заве­
26
довал имуществом управления, организовывал работу всех те­атральных предприятий: занимался увольнением и приемом ар­тистов, служащих, рабочих, наймом и арендой помещений, страхованием имущества и зданий, банковскими операциями. В числе главных задач театроуправления было приглашение арти­стической труппы на предстоящий сезон. Кроме того, театро-управление решало насущные хозяйственные вопросы. В 1926 году такой проблемой в Томске стала необходимость найти зда­ние для Гостеатра, в связи с чем театроуправлением под театр было приспособлено помещение одного из кинотеатров67. Что касается идеологического руководства театральным делом, о необходимости которого заявлял ЦК Рабис, то исходя из доку­ментальных сведений, оно в работе театроуправления не имело первостепенного значения. Между тем сведения о комплектова­нии артистических трупп и организации театральных сезонов свидетельствуют, что нельзя ограничивать круг задач, решае­мых театроуправлением, только хозяйственной стороной.
В 1926 году был принят устав Томского управления теат­ральными предприятиями, в котором широко определялись пра­ва этого административного органа. В частности, театроуправ-ление могло приобретать строения, брать кредиты в банках, со­вершать сделки с государственными, общественными, коопера­тивными и частными организациями и лицами, обращаться с ис­ком в судебные органы. В одном из пунктов устава специально оговаривалось, что «директор должен проявлять предусмотри­тельность заботливого хозяина»68.
Помимо трансформации структуры театроуправления, про­исходили изменения и в его подведомственности. В 1926/27 гг. Томское управление театрами было передано горсовету. Том­ский Гостеатр, подобно другим сибирским театрам, в частности, Барнаульскому и Омскому, стал называться Театром горсовета. Однако переход театроуправления в ведение горсовета никак не повлек финансовых перемен. Горсовет лишь утверждал смету,
69
составленную театроуправлением .
Давать оценку эффективности работы театроуправления сложно ввиду того, что его деятельность ограничивалась отсут­ствием собственных оборотных средств. Как отмечал Вулкон­
27
ский в отчетном докладе за сезон 1926/27 гг., театроуправление являлось дефицитной единицей, хотя из всех предприятий управления дефицитным был лишь Гостеатр70. В качестве при­мера можно привести финансовую сводку за 1926/27 гг. Пред­полагаемый доход определялся в 87 551 руб., расход - в 143 578 руб., фактически доход выразился в 108 439 руб., расход - в 170 799 руб.71 Таким образом, дефицит выразился в 62 360 руб. вместо предполагаемых ранее 56 027 руб.
Анализируя деятельность Томского театроуправления, нельзя не упомянуть о решении кадровых задач. В апреле 1927 года комиссия горсовета отмечала необходимость мер по об­новлению и качественному улучшению аппарата театроуправ­ления. Для этого предполагалось согласовывать действия по подбору сотрудников с отделом местного хозяйства72. Ввиду указанного обстоятельства можно сделать вывод, что для горсо­вета гораздо актуальнее была задача регулирования хозяйствен­ной работы, чем художественная сторона дела. Такой подход вполне объясним, если вспомнить о дефиците бюджета театра на протяжении предшествующих лет.
Учитывая финансовые сложности, в которых складывалась работа театроуправления, интересным представляются сведения о проверке его работы рабоче-крестьянской инспекцией (РКИ). По результатам ревизии за 1926/27 гг. РКИ высказала мнение, что структура театроуправления не дает возможности для разви­тия театрального дела в Томске, поскольку хозяйственные во­просы решаются недостаточно грамотно. В качестве выхода из сложившейся ситуации комиссия предложила более четко раз­граничить обязанности директора и его заместителя. Для этого театроуправление мыслилось реорганизовать в управление зре­лищными предприятиями. Представлялось, что во главе управ­ления встанет заведующий-администратор, в то время как художественной частью будет заниматься его помощник. На последнего предполагалось возложить заведование Гортеатром, Горсадом и летним театром. Кроме того, при директоре предла­галось ввести должность еще одного помощника - по хозяйст­венной части. Таким образом, в очередной раз акцент делался на хозяйственной стороне дела. Часть финансовых проблем РКИ
28
предполагала решить за счет сокращения штата театроуправле­ния. В частности, под сокращение попадали помощник бухгал­тера, счетоводы. Всего к сокращению вместе с билетерами РКИ наметила 13 человек73. Однако не все предложения РКИ приве­ли бы к положительному результату. К примеру, сокращение билетеров осложнило бы работу зрелищных предприятий, осо­бенно в летний период.
Иное мнение по вопросу о дальнейшей деятельности теат­роуправления было высказано на заседании президиума Том­ского горсовета, где заслушивался доклад РКИ. Это предложение заключалось в передаче театроуправления город­скому отделу народного образования (гороно), т.е. шла речь о воплощении концепции Рабиса. Вместе с тем оговаривалось, что смена подведомственности театроуправления не может про­изойти в ближайшее время. (Как указывалось на заседании - в связи с тем, что гороно не окрепло)74. В итоге постановлением президиума горсовета театроуправление было переименовано в управление зрелищными предприятиями (УЗП) Томска, М.К. Вулконский был назначен заведующим художественной частью УЗП, сокращения аппарата не были предприняты75. Принципи­альным изменением стало назначение на должность директора управления администратора-хозяйственника.
Через год, в мае 1928 года, состоялась новая реорганизация аппарата. УЗП было преобразовано в управление зрелищами Томского округа. Помимо территориального расширения сферы деятельности управления данная мера привела к расширению прав отдельных зрелищ в хозяйственно-финансовом и художе­ственном отношении. Гортеатр и сад были выделены в само­стоятельную хозяйственную и финансовую единицу, возросли полномочия театра по обслуживанию рабочих районов76. По­следнее обстоятельство отчасти предполагало, что театр решит финансовые проблемы самостоятельно за счет привлечения массового зрителя. Таким образом, динамика преобразований аппарата управления театральным делом в Томске (Томском округе) демонстрирует, что необходимость решения финансово-хозяйственных вопросов в театральной сфере приводила к регу­лярным модернизациям структуры театроуправления. Что каса­
29
ется изменений в подведомственности этого аппарата (его под­чинение отделу местного хозяйства, горсовету, гороно), то эти перемены не решали экономических проблем зрелищных пред­приятий в принципе. Однако уже сам факт перевода Томского управления театрами в ведение отдела народного образования означал, что театры стали рассматриваться властью не как ком­мерческие предприятия, а как просветительные учреждения. Такое изменение отношения к театрам со стороны государства было важно и с идеологической, и с художественной стороны.
Процессы, происходившие в системе управления театраль­ным делом в Томске, нельзя представлять изолированно от про­цессов, имевших место в сибирском регионе и во всей стране. Прежде чем рассматривать проблему возникновения УЗП во общесибирском масштабе, необходимо остановиться на процес­сах реорганизации театрального управления в Новониколаевске (Новосибирске).
Развитие театрального искусства в Новониколаевске связа­но с деятельностью Сибирского Государственного оперного те­атра (Сибгосоперы, или Сибгостеатра). Этот театр был создан в 1920 году на базе оперной труппы Омского Большого театра, находившегося в ведении горуездного отдела народного образо­вания. Первое требование о передаче театра в ведение подотде­ла искусств Сибоно имело место в июне 1920 года в связи с иде­ей реорганизации театра в показательный. Первоначально это требование было отклонено. Однако уже через месяц произош­ло изменение подведомственности театра. С 1 августа 1920 года оперная труппа вместе с техническим персоналом театра была передана в ведение Сибоно. В апреле 1921 года Сибоно вместе с другими сибирскими органами власти переехало в Новоникола-евск. В связи с этим Сибгостеатр, оставшийся в Омске, вновь из­менил подведомственность. На этот раз театр оказался в веде­нии Омского губполитпросвета. Противоречивая ситуация воз­никла в августе 1921 года. В то время как Омский губком РКП(б) и Омский губисполком приняли постановление о рос­пуске оперы, Сибполитпросвет издал приказ о немедленной ор­ганизации показательного оперного театра на базе существовав­шей оперной труппы. Несмотря на постановление губисполко­
30
ма, Сибоно возбудил ходатайство перед Сибревкомом о том, чтобы оставить оперную труппу в Омске и передать ее в финан­совом и материальном отношении на средства Сибревкома, а в Сибревкоме - Сибоно. В результате управление оперой поруча­лось представителю Сибоно в Омске, заведующему Омским гу-боно по должности. Омск становился временной резиденцией театра. В октябре того же года Омским губоно был утвержден штат оперы в количестве 212 человек, а уже в ноябре на заседа­нии коллегии Сибнаробраза в Новониколаевске слушался во­прос о переводе оперного театра из Омска в Новониколаевск77. Осенью 1921 года идея создания показательного театра в Сиби­ри начала приобретать все больший размах. Неоднократно ста­вился вопрос об организации такого театра на базе работавшей в Новониколаевске драматической труппы. Вместе с тем к концу
1921 года этот замысел так и не нашел своего четкого оформле­ния, сибирское правительство и Рабис не определились, какая труппа будет играть в показательном театре: драматическая или оперная. С начала 1922 года вопрос о показательном драматиче­ском театре в Новониколаевске перестал подниматься. Судьба же омской оперной труппы определялась с февраля по сентябрь
1922 года, о чем свидетельствуют материалы переписки между Сибоно и Омским губоно, приведенные ниже.
ТЕЛЕГРАММА
[В] Новониколаевск [из]Омска. 6 февраля 1922.
Постановлением Омгубкома опера должна быть распу­щена. Никакой художественной ценности сейчас она не пред­ставляет. Ставлю известность. [С] 15 февраля артисты распускаются. Начгубоно Полюдов1%.
ТЕЛЕГРАММА
Омск. Предгубисполкома Попову.
Ввиду отсутствия средств оперу необходимо перевести [на] самообслуживание. Дайте инструкцию Сибнаробразу [о] пересмотре штатов оперы, имеющиеся у нас документы [о] работе оперы показывают, что она себя обслуживала. 21 фев­раля 1922. Завсибнаробразом Чудинов19.
31
С 15 февраля 1922 года снабжение оперы из средств Ом­ского губоно прекратилось, в то же время театр продолжал на­ходиться в ведении этого административного органа. Лишь осенью определилась дальнейшая судьба театра. В сентябре 1922 года произошла передача имущества театра из Омска в Но-вониколаевск. В Новониколаевске было организовано Общество Рабочего Дворца, в состав которого вошли представители госу­дарственных, профессиональных, партийных и кооперативных предприятий и учреждений. Средства общества слагались из членских паевых взносов, доходов от операций театра, государ­ственных субсидий и пожертвований. Для театра было отремон­тировано здание бывшего Коммерческого клуба и набрана труппа преимущественно из актеров омского театра80. В ноябре 1922 года Сибгосопера открыла сезон в Новониколаевске.
Поскольку Сибгостеатр, начавший работать в администра­тивном центре Сибирского края, стал играть роль показательно­го театра, актуальным становился вопрос о присвоении ему особого статуса. В связи с этим в декабре 1922 года председа­тель Общества Рабочего Дворца ходатайствовал перед Управле­нием Государственными Академическими театрами о присвоении Сибгосопере звания государственного театра и о передаче ее в ведение обозначенного Управления. Со стороны Управления был сделан запрос в коллегию Наркомпроса, в ко­тором отмечалось, что если бы театр, подобный Новониколаев­скому, находился в Москве или Петрограде, он не имел бы оснований претендовать на звание государственного. Однако принимая во внимание местонахождение театра, его культурно-просветительную роль и учитывая, что название государствен­ного увеличит приток средств в театр, управление посчитало целесообразным присвоить звание государственного с переда­чей театра в ведение названного Управления81. Между тем, не­смотря на запрос, руководство Сибгосоперой не было передано Управлению Академическими театрами. (Важно отметить, что определение «государственный» в названии театра не означа­ло получения звания государственного театра. В   1920-е гг.
32
большинство провинциальных театров назывались гостеатрами, хотя при этом не находились на государственном бюджете).
Переехав в Новониколаевск, опера стала работать в Рабо­чем Дворце. Это обстоятельство во многом определило положе­ние в сфере управления театром. Сибгосопера, существуя объективно, являлась отделением Рабочего Дворца. Поскольку Рабочий Дворец принадлежал Новониколаевскому губоно, Сиб­госопера также оказалась подведомственной этому органу. В дальнейшем подведомственность театра изменялась неодно­кратно. В сентябре 1923 года Сибгосопера вместе с Рабочим Дворцом перешла из ведения губоно в ведение Сибоно, в зим­нем сезоне 1923/24 гг. опера вновь оказалась в ведении губоно по линии губполитпросвета. Летом 1924 года был принят устав Сибирского Государственного театра, согласно которому театр в очередной раз стал подведомственен Сибоно82. Несмотря на принятие устава, сложившееся управление Сибгостеатром про­должалось недолго. В 1927 году произошел очередной виток административных преобразований. Первоначально на заседа­нии коллегии Сибирского крайоно от 19 февраля 1927 года было решено передать театр Новосибирскому окрисполкому, а менее чем через месяц, 4 марта, появилось постановление Сибирского крайисполкома, согласно которому Сибгосопера должна была перейти в ведение Новосибирского горсовета. Как сообщалось в деловой переписке, «крайоно считает невозможным в настоя­щих условиях Новосибирска создание театра краевого значения; существующий театр не имеет перспектив для развития в такое учреждение. Поэтому Крайоно просит принять с 7 марта Госте­атр в свое ведение, как учреждение окружного значения, и обес­печить бесперебойность его работы с конца оперного сезона до летнего периода»83. В результате Сибгостеатр в очередной раз изменил свою подведомственность.
Автор не случайно столь подробно остановился на управ­лении Сибгосоперой (Сибгостеатром). За изменением подве­домственности театра стояло взаимодействие двух тенденций. С одной стороны, имелось желание сибирских властей иметь в административном центре Сибири показательный театр краево­го уровня. При этом совершенно не придавалось значения, в ка­
33
ком жанре работает труппа театра. С другой стороны, существо­вал постоянный недостаток финансов. Последнее обстоятельст­во усложнялось тем, что оперный театр является самым дорогостоящим из всех видов театра. Хотелось бы обратить внимание, на то что при решении судьбы оперного театра в 1921-1922 гг. не продумывался вариант оставить оперный театр в Омске, но при этом финансировать театр за счет Сибоно. Учи­тывая, что в Омске имелись сильные театральные традиции, можно предположить, что в этом городе посещаемость спектак­лей была бы выше, чем в Новониколаевске. Соответственно, дефицит театра, вероятно, был бы меньше. Кроме того, продол­жение работы театра в Омске привело бы к экономии средств, затраченных на переезд. (Судя по материалам периодики, в ию­ле 1922 года сибирскими областными органами было собрано 49 млрд руб. для организационных целей, в дальнейшем была со­ставлена смета на переезд Сибгостеатра в Новониколаевск на 34 млн руб.)84. Однако для сибирских властей понятия администра­тивного центра и места расположения сибирского показательно­го театра были неразделимы. Думается, что определенную роль в развитии событий сыграло также противостояние между отде­лами народного образования губернского и краевого уровней. Сибоно, взяв на себя решение вопроса о судьбе театра, тем са­мым демонстрировал свои приоритеты в решении тех или иных задач. Необходимость таких действий диктовалась желанием Сибоно подчеркнуть свою важность в общей системе управле­ния сибирскими театрами, опровергнув тем самым свою мало­значительность. Интересно, что Сибоно окончательно сняло с себя ответственность по содержанию Сибгостеатра лишь в 1927 году. Данное обстоятельство, во-первых, свидетельствует, о том, что экономическая конъюнктура сказывалась на положении уч­реждений культуры не только в первые годы нэпа, но и в конце 1920-х гг., а во-вторых, подтверждает безразличие властей к те­атральному искусству вообще и к опере в частности. Для Сибо­но важно было не столько стремление сохранить оперный театр как устоявшийся единый организм, сколько продемонстриро­вать свою заботу о художественном учреждении в тот период,
34
когда другие органы власти в силу объективных причин не мог­ли этого сделать.
Возвращаясь к общим тенденциям развития системы руко­водства театральным делом в западносибирском регионе, следу­ет сказать, что к середине 1927 года в разных городах сложилась различная структура управления театральными предприятиями. На протяжении нескольких предшествующих лет в Омске, Бий-ске и Новосибирске театры находились попеременно в ведении отделов народного образования различного уровня. При этом Сибгостеатр некоторое время управлялся органом общесибир­ского уровня - Сибоно. В то же время в Томске и Барнауле про­изошло становление иного способа руководства театральным делом: были созданы управления зрелищными предприятиями. Вполне естественно, что со временем структура руководства театрами должна была унифицироваться. К такому итогу ситуа­цию подводило несколько факторов. Во-первых, со стабилиза­цией финансового и экономического положения в стране у государственной власти появилась возможность уделять боль­шее внимание сфере культуры. Во-вторых, в ряде губерний страны имелся довольно удачный опыт руководства театрами с помощью УЗП. В-третьих, изначальное желание государства поставить все стороны жизнедеятельности общества под свой контроль, включая духовную, рано или поздно должно было привести к созданию единообразных органов управления учре­ждениями искусства. Последний фактор со второй половины 1920-х гг. начинал играть все большую роль. Чтобы оценка про­исходивших преобразований не была односторонней, необхо­димо остановиться на них более подробно.
Ранее отмечалось, что впервые мысль о централизованном создании УЗП была высказана в 1925 году на пленуме ЦК Раби-са. В действительности управления театрами стали возникать в некоторых губерниях уже с 1923 года подобно тому, как это произошло в Томске. С осени 1926 года проблема необходимо­сти создания органа, который руководил бы всеми зрелищными предприятиями на уровне губернии, стала подниматься все ак­тивнее. Вопрос об УЗП неоднократно рассматривался на заседа­ниях коллегии Художественного отдела Главполитпросвета.
35

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.