Saturday, May 17, 2014

4 О.А.Литвинова Власть и театральная культура в сибирской провинции в годы нэпа 1921-1928

Договоры подобного рода составлялись всегда при сдаче театра в антрепризу, при этом в них мог оговариваться ряд дру­гих моментов. Например, Омский губполитпросвет при сдаче в аренду Летнего театра в 1922 году И.А. Комиссаржевскому и Малого театра осенью 1922 года Я.С. Гэльскому требовал от антрепренеров уплаты залоговой суммы в 300 млн руб.36
Если характеризовать деятельность антреприз, невольно возникает вопрос об их доходности, тем более что театр, как уже было отмечено, классифицировался государством как заве­дение предпринимательского типа. Согласно архивным мате­риалам, из барнаульских антрепренеров лишь М.К. Вулконский закончил сезон с прибылью в 400 ООО руб.37, все последующие оказывались в убытке. Причин того несколько. Помимо аренд­ной платы, это - высокий процент отчислений в фонд помощи голодающим, обязательный налог в пользу Красного креста, не­обходимость предоставления определенного количества бес­платных билетов красноармейцам и рабочим (выше отмечалось право губполитпросвета распоряжаться театральными билета­ми). Огромный дефицит происходил ввиду высоких коммуналь­ных платежей. В результате зимние сезоны заканчивались с большим дефицитом, чем летние. Иногда долги увеличивались из-за недостатка административного опыта у управляющих те­атрами. Так, при А.Н. Ванине налоговое управление наложило штраф за несданный налог на публичные зрелища38. (Налог был введен Декретом ВЦИК и Совнаркома от 22 июня 1922 года и взимался со стоимости билета). Наконец, отмечая причины убы­точности антреприз, следует помнить о финансовой нестабиль­ности, высокой инфляции в стране в начале 1920-х гг. Именно эту причину указывает в объяснительной записке, поданной за­ведующему Алтайским губоно в сентябре 1923 года, Градский. Для большей убедительности процитируем текст записки. «Два­дцать восьмого апреля сего года по просьбе Завгубполитпросве-том Губисполкомом было дано для организации летнего сезона 25 червонцев, которые как ни старался уплатить, не удавалось, т.к. каждый месяц не хватало на выплату жалования служащим театра. В настоящее время меня хотят обвинить в том, что я не желаю платить деньги. Я бы с удовольствием заплатил, если
60
хоть что-нибудь было, т.к. дело принесло убытки вследствие того что выплата жалования производилась согласно договору товарным и золотым рублем, который поднимался с неимовер­ной быстротой. Цены же на билеты увеличивать пропорцио­нально скачку рубля было невозможно. Я лично немного своих денег вложил в дело и не имел возможности получить их и кро­ме того за два месяца не получал жалования и в настоящее вре­мя не имею ни одного рубля и буквально не на что жить», -писал Градский .
В поисках денежных средств антрепренеры прибегали к самым различным способам. Н.П. Градский сдавал летний сад цирковым артистам, а Л.Н. Баской приглашал работать на сцене театра опереточных артистов и Украинскую труппу, в то время как актеры его антрепризы работали на сцене Делового клуба. Такие мероприятия, хотя и не приносили прибыль, все же помо­гали закончить сезон. Иногда на приглашение в театр других трупп антрепренеров подталкивала специфика производствен­ной работы театров в тот период: необходимость огромного ко­личества премьер за сезон при недостатке времени на их подготовку.
Вот каким образом рисовалась ситуация в объяснении Н.П. Градского, в ответ на акт ревизионной комиссии от 15-28 сентября 1923 г. о приеме Гостеатра: «...комиссия находит, что гастролеры, как, например, труппа лилипутов, Григорас не дали доходности театру. Мне очень жаль, что комиссия слишком ма­ло знакома об условиях работы последнего сезона. Первое, по­чему я чувствую себя правым в этом деле то, что мне необходимо было сдать уже по одному тому, что спектакли шли слишком слабо за неимением времени для репетиций и подго­товки ролей, т.к. при нашем составе труппы невозможно было ставить спектакли 6 раз в неделю. А этим я выиграл много вре­мени для подготовки репертуара»40.
С убытком работали не только барнаульские, но и другие западносибирские антрепризы. 'Пример того - приходно-расходная смета Омского Малого театра при антрепренере Я.С. Гальском (осень 1922 года).
61
Расход.
Аренда театра и имущества — 25 %, госналог — 4 У4%, ав­торские — 3%. Освещение, отопление, афиши, разрешение, про­кат костюмов, прокат библиотеки, расходы мелкие, расходы непредвиденные, расходы чрезвычайные, декорации - около 25 %.
Итого 57 Шо.
Остается для уплаты всех тружеников — 42 'А%.
Следует всем труженикам по октябрьским ставкам око­ло 1 900 ООО руб., переработок - 300 ООО руб. Итого 2 200 ООО руб.
Приход.
С 1 по 27 ноября около 3 ООО ООО руб.
Расход 57 %% - 1 732 ООО руб. Остается для тружеников - 1 267 500руб.
Следует всем труженикам за 26 дней около 1 800 ООО руб., уплачено - 1 267 500 руб. Недополучено жалования — 532 500 руб. (около 30 %)"'.
По барнаульским антрепризам подробных смет не сохра­нилось, однако архивные документы содержат следующую ин­формацию по долгам антрепризы А.Н. Ванина: электростанции -1271 руб. золотом, налоговому управлению - 16 021 руб. де­нежными знаками 1923 года, коммунальному отделу за аренду земельного участка летнего сада - 358 руб. золотом42.
Ввиду убыточности антрепренерских трупп возникает во­прос об отношении властных структур к антрепризе. В целом, государство смотрело на эту форму организации театрального дела, как на временное явление. Не случайно в Омске и Томске губполитпросвета не стали сдавать центральные театры в арен­ду, а организовали труппы губполитпросвета. Вследствие того, что антреприза являлась частным предприятием, большую роль государственные органы отводили проверке ее работы. По не­большому числу сохранившихся документов можно уловить, какого рода нарушения государственные органы находили в деятельности антрепренеров. Н.П. Градскому были предъявлены следующие обвинения: позднее заключение коллективного до­говора с актерами и техническим персоналом, незасвидетельст­
62
вование договора в нотариате, широкое материальное обеспече­ние художественного персонала, выплаты техническому персо­налу за работу, которую не следует оплачивать. При этом ревизионная комиссия, обследуя театр, не приняла во внимание ряд весьма важных обстоятельств, при которых работала антре­приза. Так, позднее заключение коллективного договора было следствием тяжелого финансового положения антрепризы. Ставки оплаты труда, предъявленные союзом Рабис, оказались выше ставок некоторых актеров труппы и технического персо­нала, что привело к невозможности реально выплачивать долж­ную зарплату и, следовательно, заключить договор, гарантирующий эту зарплату. Что касается высоких денежных выплат работникам, то, как выяснилось позднее, ревизионная комиссия не учла сверхурочной работы артистов и рабочих43.
Вместе с тем часто местные органы власти в значительной степени поддерживали управляющих театров. Например, в Ом­ске экспертная комиссия губернского отдела народного образо­вания, определявшая процент налога со зрелищных предпри­ятий, на одном из своих заседаний в октябре 1922 года рассмат­ривала заявление арендатора Малого театра Я.С. Гальского об установлении процентного отчисления за каждую пьесу репер­туара. (Поскольку труппа Гальского являлась опереточной, все ее спектакли должны были облагаться налогом в 50%). В ре­зультате из 48 пьес репертуара театра 39 были отнесены к жанру оперы, что, соответственно, понизило налог с 50% до 5%, хотя на самом деле репертуар Малого театра почти не содержал
44
опер .
Иного характера была помощь Алтайского губполитпрос­вета Барнаульскому Гостеатру. Поскольку в антрепризу сдавал­ся единственный театр губернского центра, барнаульские антре­пренеры получали определенную сумму на усиление оборотно­го капитала. В частности, А.Н. Ванин получил сумму в размере 500 ООО руб. денежными знаками 1922 года45. Алтайский губпо­литпросвет всегда производил ремонт зимнего и летнего теат­ральных помещений. Наконец, несмотря на многочисленные ре­визии театра, Алтайский губисполком в конечном счете призна­вал, что дефицит театра не является следствием бесхозяйствен­
63
ного ведения дела антрепренером, поэтому долги бывшего управляющего театром перекладывались на губполитпросвет46. Таким образом, помощь губполитпросвета и в то же время его контроль за деятельностью антрепренеров свидетельствуют, с одной стороны, о сходстве антреприз периода нэпа с дореволю­ционными антрепризами, а с другой - с театрами, содержавши­мися на средства губполитпросветов.
В июле 1923 года вышел циркуляр Главполитпросвета «О контроле над частными художественными предприятиями», разъясняющий губернским и областным политпросветам основ­ные моменты сдачи театров в аренду. В циркуляре обращалось внимание на то, что работа частных художественных предпри­ятий должна протекать под контролем Наркомпроса и его мест­ных органов. Отмечалось, что в договорах между частными ли­цами и местными политпросветами должны, регламентироваться не только моменты коммерческих взаимоотношений, но и во­просы художественной работы47. Однако указанный циркуляр не сыграл какой-либо определяющей роли во взаимоотношени­ях западносибирских губполитпросветов с антрепренерами, по­скольку права и обязанности обеих сторон четко оговаривались в договорах еще до выхода названного циркуляра. Кроме того, зимой 1923/24 гг. в Западной Сибири работала лишь одна антре­приза - это антреприза Л.Н. Баского в Барнаульском Гостеатре. С лета 1924 года Алтайский губполитпросвет прекратил сдачу театра частным лицам.
В завершение анализа условий работы антреприз следует отметить, что все западносибирские антрепренеры являлись ак­терами. Омский антрепренер И.А. Комиссаржевский играл в се­зоне 1921/22 гг. во Втором Советском театре, Я.С. Гальский был до сдачи Малого театра в аренду актером этого же театра. Арти­стами были все барнаульские антрепренеры, самым ярким и та­лантливым из которых был Л.Н. Баской, имевший известность во всей Западной Сибири. Даже те антрепренеры, которые вла­дели административным опытом, в частности, В.В. Васин, рабо­тавший до организации антрепризы администратором Второго Советского театра в Омске, и М.К. Вулконский, заведовавший Барнаульской агиттруппой, - играли на сцене. Думается, что
64
данное обстоятельство было вызвано, с одной стороны, тради­циями дореволюционных антреприз. (До революции, как прави­ло, труппа набиралась актером, желавшим себя попробовать в роли режиссера и администратора). С другой стороны, государ­ство не рисковало допустить в театральное искусство людей, да­леких от него, понимая, что такой шаг может привести к упадку театральной культуры.
Помимо антрепризы в годы нэпа получили распростране­ние актерские товарищества. Из периодических изданий 1920-х гг., освещающих театральную жизнь, можно установить, что актерские товарищества представляли собой артели, поровну делившие прибыль, а также товарищества на марках. Устано­вить, насколько распространены были товарищества в Сибири, весьма трудно из-за недостатка документальных материалов. Автору не удалось найти сведений о размере паев, внесенных артистами, и доходах последних. Однако несмотря на ограни­ченные документальные сведения, некоторые умозаключения все же можно сделать. Так, в печати подобные товарищества иногда называли антрепризами. Газета «Красное знамя» в нача­ле 1923 года отмечала, что на сцене Томского Большого театра (Гостеатра) антрепренерствует «Коллектив правительственных учреждений»48. При этом под антрепренерством понималась всего-навсего работа на арендованной сцене. В случае неуплаты арендной платы губполитпросвет запрещал таким труппам вы­ступать на сцене. По этой причине Томский губполитпросвет в мае 1922 года предложил коменданту театра музыкальной коме­дии не впускать в помещение театра как отдельных актеров, так и всю труппу союза Всеиспрос49.
Товарищество актеров работало в Барнауле в Театре-саду «Молодняк» летом 1923 года. Эта была Труппа драматических артистов, режиссером в которой был С. Чаргонин. Однако с ав­густа 1923 года в местной газете перестали встречаться сведе­ния об этом коллективе.
Случалось, что антрепризы, потерпевшие убытки, преоб­разовывались в товарищества. Такая ситуация произошла в Ом­ском Малом театре при антрепренере Гальском. Дирекция театра, понеся по предприятию убыток, не заплатив рабочим,
65
служащим и артистам театра около 1 100 ООО руб. денежными знаками 1922 года, вынуждена была передать дело коллективу, который начал работать на товарищеских началах50.
Однако несмотря на возрождение в начале 1920-х гг. ан­треприз и товариществ, в Сибири в рассматриваемый период самой распространенной формой организации театральных предприятий все же являлось предприятие местного отдела на­родного образования, или отдела местного хозяйства, дейст­вующее на принципах хозрасчета. Такими театрами были Гостеатр (в разное время - Большой Народный театр, Первый Советский театр) в Омске, Гостеатр в Томске, Сибгостеатр в Новониколаевске, а также Гостеатр в Барнауле после прекраще­ния работы антреприз. Местные государственные органы, руко­водившие работой этих театров, планировали сметы на предстоящие сезоны. Во всех театрах имелся постоянный адми­нистративно-технический штат. Его численность обычно со­ставляла от одного до нескольких десятков человек в зависимости от статуса театра и от сезона. Как правило, летом артистические труппы работали в летном здании, располагав­шемся в городском саду. В связи с работой сада число сотруд­ников в летнем сезоне увеличивалось. Штатными были должности заведующего театром, бухгалтера, суфлера, костю­мера, рабочих сцены, уборщиц. Что касается артистической труппы, то ее комплектованием занимался отдел народного об­разования через московский Посредрабис (посредническое бюро профсоюза работников искусств) или ПХАО (подотдел художе­ственно-агентурных операций). Несмотря на то, что театры бы­ли государственными предприятиями, труппа набиралась на сезон подобно тому, как обстояла ситуация с антрепризой. Ме­жду тем, в отличие от упоминаемых ранее товариществ труппы, набранные отделами народного образования, не платили за аренду театра.
Иногда труппа, набранная политпросветом или управлени­ем театрами, отработав положенное время, продолжала работу в театре, но уже на товарищеских началах. Так произошло в Том­ске в конце сезона 1923/24 гг. с труппой под управлением М.К. Вулконского5'.
66
Безусловно, государству стоило огромных усилий форми­ровать артистические труппы за счет своих средств. В Омске накануне сезона 1923/24 гг. художественный комбинат заявил, что ввиду отсутствия средств Гостеатр решено сдать частной антрепризе или трудовому коллективу. Однако несмотря на все принятые меры, найти антрепренеров не удалось, и театр ока­зался перед угрозой закрытия на весь сезон. В качестве выхода из сложившейся ситуации предполагалось открыть в здании те­атра кино. Лишь только в сентябре после настойчивых просьб художественного комбината губисполком выдал кратковремен­ную ссуду в размере 2000 руб. на формирование труппы. По­скольку сборы труппы были низкими, с декабря всем актерам было предложено перейти на работу на коллективных началах. Арендная плата за помещение составила для коллектива 40% со сбора52. Положение, когда актеры получали процент от сбора, а не гарантированную зарплату, характерно также для трупп, ра­ботавших в Барнауле, Бийске. Помимо актеров, на коллектив­ных началах могли работать билетеры и гардеробщики. Остальной персонал театра работал на гарантированной зарпла­те. Процентные отчисления за аренду театра не были неизмен­ными. Так, на сезон 1924/25 гг. мыслились отчисления коллектива Омскому управлению театрами в размере 50%, что было на 10% выше, чем в предыдущем сезоне53.
Указанную форму организации театрального производства можно посчитать промежуточной между товариществами, орга­низуемыми самими актерами, и театрами, содержащими актер­скую труппу на гарантии. Перевод актеров на гарантированную оплату труда начался в Сибири с осени 1926 года. Первоначаль­но труппа могла частично переводиться на гарантию. Так скла­дывалось положение в Барнауле в 1926/27 гг., когда оркестр и технический персонал был на полной гарантии, а актеры - на гарантии в 75%54.
Характеризуя деятельность театров, нельзя не затронуть такой вопрос, как укомплектование административного штата. Но проанализировать эту проблему оказалось сложно ввиду не­достатка архивных материалов. Лишь по поводу Сибгостеатра имеются сведения, что и первый управляющий Ю.М. Юровец­
67
кий, и последующий директор театра М.В. Крамер были в то же время дирижерами. Можно сделать предположения, что с сере­дины 1920-х гг. в большинстве случаев кандидатура на долж­ность директора театра выдвигалась союзом Рабис. В частности, сведения такого рода имеются по Барнаульскому Гостеатру55.
Возвращаясь к анализу деятельности театров в условиях хозрасчета, следует охарактеризовать работу самого крупного театра региона: Сибгостеатра. Как уже отмечалось, переехав в Новониколаевск, опера стала работать в Рабочем Дворце. Для руководства оперой губоно назначило управляющего театром. Как отделение Рабочего Дворца, опера должна была действовать на началах самоокупаемости, причем на организационный пери­од были испрошены финансовые средства у губисполкома56. На формирование труппы, декорации и костюмы учреждались ас­сигнования в размере 9 ООО руб., на хозяйственные расходы -13 931 руб. Вся расходная сумма исчислялась в 65 731 руб.57
По окончании первого сезона работы театра в Новонико­лаевске ввиду недостатка финансовых средств произошли орга­низационные сокращения: административно-технический штат был уменьшен на 34 человека, художественный - на 14 чело­век58. Однако несмотря на это, Сибгосопера оставалась самым большим сибирским театром.
В августе 1924 года Сибревком утвердил и зарегистриро­вал устав Сибгостеатра59. В распоряжение Сибгостеатра посту­пило имущество Новониколаевского Рабочего Дворца. Таким образом, Сибгостеатр, являясь формально новым театром, фак­тически был преемником Сибгосоперы. Работа Сибгостеатра, как и прежде, производилась на началах хозрасчета. Для управ­ления театром Сибоно назначало сроком на год правление из трех лиц. В правление входили представители Сибревкома, Си­боно, губисполкома. Председателем правления становился представитель от Сибревкома60. С 1926 года председателем правления назначался представитель от краевого отдела народ­ного образования. Правление было обязано представлять крат­кие ежемесячные отчеты по театру в Сибоно. Последний утверждал смету театра. В обязанности правления входили та­кие административные вопросы, как устройство кассы, дело­
68
производство, прием и увольнение артистов, покупка и продажа имущества, наем помещения, страхование имущества театра, открытие сценических постановок, студий, мастерских. Органи­зация сценических постановок, открытие студий, мастерских, а также приобретение и аренда строений могли происходить лишь с ведома Сибоно61.
Таким образом, в отличие от других западносибирских те­атров, Сибгостеатром руководил большой административный аппарат. Причину этого можно увидеть в отсутствии в Новони­колаевске специальной структуры в местном государственном аппарате для управления театрами, подобного театроуправлени-ям, действовавшим в других городах. Не случайно в правление Сибгостеатра входили представители краевых и губернских ор­ганов власти.
Интересно, что Сибгостеатр оказался единственным из си­бирских театров, заслуживших внимание со стороны Нарком­проса. Свидетельство того - сохранившиеся письма А.В. Луна­чарского (прил. 1). В них нарком просвещения ходатайствовал о помощи Сибгостеатру в подборе штата, комплектовании имуще­ства.
Сибгостеатр имел постоянную финансовую поддержку со стороны руководивших им местных государственных органов. В августе 1924 года (накануне третьего сезона работы) Новонико­лаевский губисполком не только списал старые долги театра по местным сборам, налогам и всем видам коммунальных услуг, но и выразил согласие на полное освобождение оперы от местных налогов и сборов, а также на безвозмездное предоставление всех видов коммунальных услуг на предстоящий сезон62. Накануне того же сезона театр получил дотацию в сумме 49 100 руб. Из этой суммы от Сибревкома было получено 40 500 руб., от гу-бисполкома - 2 295 руб., от Сибоно - 3 810 руб.63 Таким обра­зом, основная сумма финансовых поступлений исходила от высшего сибирского государственного органа, поднявшего ра­нее вопрос о показательном театре. Сибгостеатр получал дота­ции и в дальнейшем. Согласно архивным документам, в сезоне 1926/27 гг. театр получил 90 299 руб., с 1 апреля 1927 по 1 ок­тября 1928 года - 140 500 руб.64 Часть дотации выдавалась пе­
69
ред началом сезона на специальные цели. Накануне сезона 1926/27 гг. крайисполкомом была отпущена Сибгостеатру дота­ция в сумме 76 700 руб., из них на погашение старых долгов -10 ООО руб., на ремонт театра - 15 ООО руб., остальная сумма -на организационные и подготовительные мероприятия по ново­му зимнему хезону65. Также со стороны исполкома продолжа­лось бесплатное предоставление театру ряда коммунальных услуг: электроэнергии, воды, телефона. Что касалось заработной платы актеров, социального страхования, различных хозяйст­венных расходов, то эти статьи покрывались собственными до­ходами театра66. Таким образом, реализация идеи создания показательного театра краевого уровня требовала от сибирских властей огромных финансовых затрат.
В этой связи важно сравнить условия работы Сибгостеатра и других западносибирских театров. Финансовые сметы театров при отделах народного образования, представленные в местных архивах, датируются не ранее 1926 года. Кроме того, сохрани­лась сводка о финансовом состоянии всех театров Сибирского края67. Согласно последнему документу, в сезоне 1926/27 гг. Барнаульский Гортеатр получил пособия из городского бюджета в сумме 6 ООО руб., окружного бюджета - 2 500 руб., от отдела народного образования за счет прибыли от кино - 8 000 руб., Бийский Гортеатр получил дотацию из городского бюджета в 40 876 руб. 45 коп. Томский Гортеатр получил безвозвратную ссуду в сумме 19 500 руб. Кроме того, коммунальный отдел про­извел для театроуправления ремонтные работы на 21 271 руб. 19 коп. На 1927/28 гг. Томскому Гортеатру было выделено из резервного фонда городского бюджета 44 000 руб., из раздела художественного отдела городского бюджета - 20 000 руб., из окружного резервного фонда - 8 000 руб. Омский Гортеатр в сезоне 1926/27 гг., согласно официальной сводке, финансиро­вался за счет своих доходов и никаких дотаций не получал. При этом театр был должен кино и цирку сумму в размере 9 160 руб. 39 коп., а смета театра была составлена с дефицитом в сумме 10 105 руб. Однако нельзя сказать, что государственные органы не оказывали Омскому Гортеатру материальную помощь. Со­гласно материалам II Омской окружной конференции работни­
70
ков искусств, на ремонт здания театра накануне сезона 1926/27 гг. было потрачено около 40 ООО руб.68 Таким образом, все западносибирские театры в большей или меньшей степени финансировались государством. Это могла быть заимообразная или безвозмездная ссуда, дотация на ремонт или на организа­цию художественной работы.
По каким причинам театры не могли существовать на пол­ном хозрасчете и почему возникали долги театров? Частично этот вопрос затрагивался, когда анализировалась деятельность антреприз. Уже было сказано, что наряду с объективными фак­торами: отчисления в различные фонды, высокие коммунальные платежи, неустойчивая финансовая ситуация в стране - имелись и субъективные: не всегда умелое хозяйствование антрепрене­ров. Однако в случае работы театров при отделах народного об­разования антрепренеров уже не было, а дефицит театров имелся. И главная причина этого дефицита состояла в том, что театр изначально является убыточным предприятием. Не слу­чайно при планировании бюджета местные государственные структуры заранее закладывала в сметы дефицит театров. Ана­лиз смет показывает статьи доходов и расходов театров. В раз­личных театрах ситуация была примерно одинаковой. Основная часть денег шла на зарплату служащим театра, следующей статьей расходов было социальное страхование, а затем комму­нальные платежи.
Причины убыточности театров анализировались как адми­нистрацией театров, так местными органами, руководившими театрами. Пример того - «Докладная записка о балансе Сибго-стеатра в сезоне 1923/24 гг.», приведенная ниже.
Докладная записка о балансе Сибгостеатра в сезоне 1923/24 гг.
Непродуманное заключение договоров с солистами: очень высокие ставками актеров и невыгодная норма числа месячных выступлений для Рабочего Дворца. Вследствие последнего об­стоятельства дополнительная работа оплачивалась по двой­ному тарифу.
Обязательство театра предоставить актерам бесплат­ные коммунальные услуги в местах проживания.
71
Обязательство театра предоставить каждому актеру бенефис с выплатой премии (около 35% валового сбора спек­такля).
Неудачный договор с оркестром, хором и техническим персоналом, по которому утверждался ряд бенефисов с переда­чей целиком валового сбора от спектакля.
Тактика союза Рабис, поощряющая переработки арти­стов.
Неудачный подбор солистов: малорепертуарных, без дос­таточного стажа, вследствие чего имело место медленное движение репертуара.
Недостаточная квалифицированность оркестра и хора, вследствие чего длительная подготовительная работа.
Слишком раннее, за месяц до начала репетиций, зачисле­ние на службу персонала, ввиду чего возникла необходимость выплачивать зарплату.
Необходимость содержания за счет оперы городской биб­лиотеки.
Предоставление ряда никем не оплаченных спектаклей.
Отсутствие в театре собственной нотной библиотеки, вследствие чего выплаты Омскому губоно за пользование нот­ным материалом.
Очень высокий тариф по социальному страхованию.
Отсутствие оборотных средств, ввиду чего невозмож­ность сделать массовую заготовку угля, дров, текстиля, деко­ративных материалов и пр.
Высокие тарифы на электроэнергию
Обязательство (по договорам) отправлять труппу по окончании сезона по местам.
Закрытие театра на дни январского траура.
Бесплатное предоставление театра под заседания, весь расход по которым ложился на бюджет оперы.
Дорогая по сравнению с другими городами Сибири реклама.
Необходимость уплаты местного 5% налога с валового сбора.
72
Позднее открытие сезона, совпавшее с периодом осенней непогоды, во время которой шли старые постановки, мало при­влекающие публику.69
Как и в Новониколаевске (Новосибирске), в других запад­носибирских городах администрация театров при анализе фи­нансового положения в первую очередь отмечала невыгодные договоры между отделом народного образования и актерскими труппами. Процент выплат артистам по договору исчислялся часто из условий полностью заполненного зала. В действитель­ности загрузка театра могла быть незначительной. Так, при вы­ступлениях Украинской труппы в Барнауле осенью 1925 года средняя загрузка театров составляла 30%, самый большой сбор со спектакля - 436 руб., самый малый - 45 руб. 56 коп. В резуль­тате сумма убытка Украинской труппы за четыре месяца соста­вила 3 297 руб. 57 коп., а гастролировавшей вслед за ней самар-
70
ской труппы - 11 483 руб. 47 коп. за два месяца и десять дней .
Весьма актуальной на протяжении всего периода нэпа бы­ла уже озвученная ранее проблема высоких коммунальных пла­тежей. Согласно анализу экономического положения театров, проводимому рабоче-крестьянской инспекцией в сезонах 1923/24, лета 1924 и первой половине 1924/25 гг. в наиболее крупных центрах страны, хозяйственные расходы были на вто­ром месте в общем списке расходов и составляли 22,5% для дра­матических театров и 19,3% для оперных. Для сравнения отме­тим, что по тому же обследованию, зарплата составляла 56,4% расходов для драматических и 57,5% для оперных театров, а третья статья расходов - постановочные расходы - составляла около 3,5%71.
Большие расходы на хозяйственные нужды определялись отсутствием у театров оборотных средств, а также статусом те­атральных предприятий, т.е. обычно театры оплачивали комму­нальные услуги по ставкам заведений предпринимательского типа. Так, при определении тарифов на воду и электроэнергию в Томске в 1927/28 гг. театры и кино попали в одну категорию с кооперативными и торговыми предприятиями. Это определило расценки коммунальных услуг: 1 руб. за воду и 60 коп. за элек­
73
троэнергию, в то время как самый низкий тариф составлял 25 коп. за воду и 20 коп. за электроэнергию72.
Отдельного рассмотрения требует такое явление, как про­пуск зрителей в театр без билета. (Речь идет о безбилетниках, а не о бесплатном посещении театра льготными категориями гра­ждан). В местных архивах сохранились документы, освещаю­щие эту ситуацию. В качестве примера приведем один из них. Заявление коллектива гардеробщиков и билетеров Омского Гостеатра о бесплатных посетителях
3/IX-23 г. В   Художественный    Комбинат    от
коллектива гардеробщиков и билетеров заявление.
Настоящим коллектив доводит до вашего сведения, что еже­дневно Администрация Гостеатра пропускает десяток бес­платной публики, которые еще даром ходят в театр, а также они не желают раздеться за плату и раздеваются в конторе театра бесплатно, мы считаем неправильным тем, что в кон­торе театра только должна раздеваться администрация, а не знакомые администрации, для чего имеются специальные ве­шалки. Также Заведующий] театром дает записки, чтобы публику мы не раздевали73.
Вопрос о безбилетном пропуске на спектакли неоднократ­но поднимался местными государственными органами. На засе­дании президиума Томского горсовета в марте 1928 года было даже вынесено постановление, согласно которому предусматри­валось взыскание по отношению к контролерам вплоть до увольнения за обнаружение в зале безбилетных зрителей74. Ме­жду тем ввиду высоких цен на спектакли в зрительных залах всегда продолжал находиться определенный процент лиц, не покупавших билетов.
В то время как разворачивалась «борьба» с бесплатным посещением спектаклей, существовали административные должности, пользующиеся правом получения бесплатных бро­нированных мест. К ним относились работники губисполкома, губкома РКП(б) и РКСМ, губернского отдела народного образо­
74
вания, губернского профсовета, начальник губернской милиции, театральный врач, брандмейстер и другие. В общей сложности бронировалось от 30 до 40 мест. Также сохранялась необходи­мость предоставления определенного процента бесплатных би­летов для красноармейцев, рабочих, учащихся. Например, Сибгосопера в сезоне 1923/24 гг. провела 10 бесплатных спек­таклей и концертов. Кроме того, на каждый спектакль отпуска­лось 30 бесплатных билетов комсомольцам, слушателям партшколы и учащимся трудовой школы. Общее число льгот­ных и бесплатных посещений театра в том сезоне составило 30%75. Подобным образом складывалась ситуация и в других городах. Вместе с тем ни администрация театров, ни местные власти не называли данное явление в качестве причины убыточ­ности театральных предприятий. Причина этого очевидна. Под­нять вопрос о бесплатном посещении спектаклей означало не согласиться с идеей культурной революции, провозглашаемой советской властью.
Одной из наиболее болезненных проблем накануне каждо­го сезона был вопрос о старых долгах, не уплаченных театрам какими-либо лицами или учреждениями. Часть долгов такого рода возникала из-за неумелого хозяйствования и неумелого ведения делопроизводства. Так, в сезоне 1925/26 гг. в Барнауль­ском Гортеатре из суммы 7 193 руб. безнадежным долгом было признано 4 143 руб. Некоторая часть денег числилась за арти­стами, ранее работавшими в театре. Минимальная сумма актер­ского долга составила 10 руб., максимальная - 75 руб. Как сообщалось в ревизионном акте рабоче-крестьянской инспек­ции, местонахождение таких должников было неизвестно. Круп­ная сумма долга числилась за умершим заведующим театром -771 руб. Кроме того, было возбуждено уголовное дело против одного из заведующих театром на сумму 532 руб. и против заве­дующего костюмерной за недостачу костюмов на 502 руб.76 (Хотя трудно определить, насколько эти лица в действительно­сти были виновны, все же можно заключить, что театр потерпел финансовые убытки).
С другой стороны, театры сами иногда оказывались в по­ложении потерпевшего из-за неуплаты арендной платы за поль­
75
зование их помещениями. Зачастую должниками театров были государственные и партийные органы: губисполком, губком и горрайком ВКП(б), арендовавшие сцену для проведения каких-либо мероприятий. Данное явление также приводило к дефици­ту театров.
Местные государственные органы периодически погашали задолженности театров перед их кредиторами. Что касается Сибгостеатра, то в 1925-1927 гг. его долги частично погашались за счет дотаций крайисполкома. В некоторой мере дирекции те­атра удавалось достичь соглашения о списании долгов при ус­ловии частичной их оплаты. Накануне сезона 1926/27 гт. старые долги были уменьшены на 34 642 руб., или на 74%, от первона­чальной суммы долга. Однако проблема заключалась в том, что с началом нового сезона задолженность вновь начинала увели­чиваться. Так, уже через месяц после начада сезона 1926/27 гг. Сибгостеатр имел долги перед Сибкрайиздатом, Сибоно, кассой страхования, газетой «Советская Сибирь», а также за комму­нальные услуги и ремонт в общей сложности на сумму 13 683
руб.77
Финансовое положение театров во многом ухудшилось по причине введенного в июне 1922 года на территории России на­лога с публичных зрелищ и увеселений. Как отмечалось в дек­рете ВЦИК и СНК, налог вводился «для увеличения доходов от местных налогов и сборов, предназначенных для покрытия рас­ходов по удовлетворению потребностей, относимых на местные средства»78. Специфика налога заключалась в том, что он взи­мался с посетителей зрелищ и уплачивался одновременно с входной платой. В результате произошло повышение стоимости билетов. Однако несмотря на то, что налог платил посетитель, театры оставались в проигрыше, поскольку увеличение цены на билеты ограничивало приток зрителей на спектакли.
При введении налога СНК учитывал зрительское воспри­ятие различных театральных жанров. Все зрелища были разде­лены на шесть категорий, в соответствии с которыми устанавли­вался размер налога (от 5% до 100%). Ряд мероприятий не под­лежал налогообложению. Среди таковых были зрелища, устраи­ваемые в школах, казармах, больницах, приютах и тюрьмах; от­
76
дельные зрелища, имеющие агитационно-пропагандистское, по­литико-просветительное и художественно-показательное значе­ние отдельные зрелища, устраиваемые самодеятельными худо­жественно-просветительными организациями и имеющие опыт­но-показательный или отчетный характер; закрытые вечера, уст­раиваемые фабрично-заводскими организациями и профессио­нальными союзами для своих членов. Таким образом, профес­сиональные театры могли освобождаться от уплаты налога в том случае, если бы местные власти классифицировали их спек­такли как зрелища, имеющие художественно-показательное зна­чение. Другим спорным пунктом в «Декрете о введении налога» было уточнение о комической опере. В результате ряд произве­дений, хоть и с натяжкой, можно было отнести к двум категори­ям: комической опере и оперетте. Оба этих момента могли ис­пользоваться как для снижения, так и наоборот, для повышения налогов.
Для отнесения местных художественных публичных зре­лищ к соответствующей категории и для освобождения в отдель­ных случаях от налогов при отделах народного образования учреждались постоянные экспертные комиссии. В их состав вхо­дили представители от политпросвета, от административного от­деления при отделе народного образования и местного отдела Всерабиса. Местным экспертным комиссиям предоставлялось право пересмотра установленных налоговых норм в зависимости от художественного уровня и уменьшения сборов79.
Как же стала складываться ситуация в Сибири? Менее чем через год после выхода постановления о налогах, в апреле 1923 года, в губернские отделы народного образования был разослан циркуляр Наркомпроса. В нем отмечалось, что на местах име­ются нарушения при взимании налога, в частности, превышение максимальных ставок, указанных в декрете, механическое опре­деление максимальных ставок безотносительно к финансовым возможностям того или иного предприятия, введение противо­законных и замаскированных налогов. В связи с этим Нарком-прос вменял в обязанность всем отделам народного образования принимать самое активное участие в классификации художест­венных предприятий, в установлении налоговых ставок для
77
них . Об этой же проблеме говорилось в письме, направленном сибирским губисполкомам председателем Сибревкома и заве­дующим Сибоно: «на местах Сибири обычно проводится прин­цип максимального обложения публичных зрелищ и увеселений... независимо от идейного содержания устраивае­мых зрелищ и их художественно-просветительного значения для местной жизни. Такой принцип, отвечая интересам местного бюджета, ведет в то же время к тому, что зрелища чисто увесе­лительного характера развиваются за счет идейных и художест­венных, не могущих выдерживать бремени налогов»81. Поэтому губисполкомам предлагалось проводить максимальное обложе­ние лишь в отношении зрелищ, имеющих чисто увеселительный характер, и понижать налоги для зрелищ идейного и художест­венного значения, а также зрелищ благотворительных, согласо­вывая при этом свои постановления с представлениями местных
82
экспертных комиссии .
Недостаточная определенность государственных органов в вопросе налогообложения привела к противоречиям между коммунальными отделами и экспертными комиссиями. Комму­нальные отделы видели в налоге со зрелищ возможность попра­вить положение в местном бюджете. В то же время экспертные комиссии учитывали необходимость осторожного отношения к взиманию налога, понимая, как тяжело он сказывается на суще­ствовании театров. В связи с этим заслуживает внимания поло­жение, сложившееся в Омске. О налогообложении экспертной комиссией спектаклей антрепризы Я.С. Гальского уже говори­лось ранее. Заведующий Омской экспертной комиссией в заяв­лении в губоно отмечал, что «налог на зрелище - это нож в руках хирурга, требующий умелого и осторожного с ним обра­щения»83. В связи с этим Омская экспертная комиссия облагала практически все театральные зрелища в минимальном размере. Показательно, что даже на спектакли Украинской труппы налог на весь летний сезон 1923 года был определен в размере 3%. Это мотивировалось тем, что труппа работала на коллективных на­чалах и выплачивала губполитпросвету в качестве аренды 40% с валового сбора. Та же экспертная комиссия освободила от нало­га спектакли гастролировавшей Сибгосоперы, принимая во
78
внимание малое количество оперных постановок, недолгий срок пребывания театра в Омске (1 месяц), а также указав на художе­ственно-показательное значение театра84.
Разумеется, что подобные действия экспертной комиссии не могли устраивать коммунальный отдел. Еще осенью 1922 года на заседании Омского губернского коммунального отдела рассматривался доклад заведующего налоговым отделением, в котором отмечалось, что экспертная комиссия незаконно осво­бодила от уплаты налога постановки местного Гостеатра, без достаточных оснований уменьшила сумму налога на спектакли-кабаре артистов театра, на ряд зрелищ Малого театра85. В ре­зультате было вынесено постановление о признании постанов­лений экспертной комиссии недействительными. Тем не менее, несмотря на вынесенное решение, экспертная комиссия про­должала в дальнейшем понижать налоги. Интересно, что в ме­стных архивах автор не обнаружил сведений о подобной работе других западносибирских экспертных комиссий. Вполне воз­можно, что в данном случае вновь проявлялись театральные традиции Омска.
Инициатива по снижению налогов принадлежала не только экспертным комиссиям. Часто сами актерские труппы обраща­лись в экспертную комиссию о снижении налогов. Так, правле­нием Труппы комической оперы, работавшей на коллективных началах в Малом театре в Омске в 1922/23 гг. (бывшая антре­приза Я.С. Гальского), в заявлении отмечалось, что повышение налогов приведет к краху предприятия, в результате безработ­ными останутся 75 человек. В связи с этим правление труппы просило понизить ставки налогов оперетты на 5%86. Сохрани­лось большое количество заявлений в экспертные комиссии по снижению налогов на спектакли и концерты в других западно­сибирских городах: Томске, Барнауле. Как правило, эти заявле­ния не удовлетворялись.
Помимо налога, введенного Наркомпросом, в некоторых местах взимался дополнительный налог с валового сбора зре­лищных предприятий. В Новосибирске и Омске он составлял 5%. В Томске такой налог был введен губисполкомом в сентяб­ре 1921 года и составлял 10% со спектаклей, 15% с концертов.
79
Что касается Барнаула и Бийска, то каких-либо сведений по этому поводу не удалось обнаружить. Также театры должны были делать отчисления в фонд Красного креста и платить ав­торский гонорар. Последний составлял 1% с валового сбора. Единственным театром, освобожденным от уплаты гонорара, был Сибгостетр87.
Анализируя деятельность театров, работавших на основе хозрасчета, необходимо указать источники их дохода, тем более что прибыль планировалась дирекцией театра наряду с расхода­ми. Основными статьями дохода были сбор со спектаклей, арен­да буфета и вешалки, предоставление костюмов на прокат, доходы от гастролеров. Составленные администрацией театра сметы утверждалась отделами народного образования. При этом последние могли вносить свои поправки или предложения. Пример того - проект сметы доходов Сибгостеатра на зимний сезон 1926/27 гг. из «Заключения Ревизионной комиссии о фи­нансовом состоянии Сибгостеатра» (табл. 1).
Ввиду того, что несмотря на источники дохода, театр все же оказывался убыточным предприятием, в ряде городов периодиче­ски возникал план поправить финансовое положение театральных учреждений за счет открытия в них кино. Такая идея высказыва­лась в марте 1927 года правлением Сибгостеатра. Однако данное предложение не всеми было принято с оптимизмом. Как отмечал председатель ревизионной комиссии Сибгостеатра, «сомневаюсь, чтобы при наличии достаточного количества кино в городе мож­но было рассчитывать на особую доходность этой статьи при временном ее характере» . Более того, ревизионной комиссией были просчитаны возможные убытки от работы кино вследствие повреждения специального оборудования театра89.
Проблема поиска средств для функционирования театров была актуальной и для других городов. Для решения этой зада­чи в Томске в сезоне 1925/26 гг. театроуправлению был передан в эксплуатацию клуб для покрытия убытков по театру. В ре­зультате по смете была сбалансирована прибыль в 1 420 руб. вместо убытка в 42 814 руб.90 В Омске рассматривалась воз­можность открытия в помещении театра кинематографа. Однако как и в Новосибирске, от реализации этой идеи отдел народного образования отказался. Несмотря на попытки выхода из эконо­
80
мического кризиса, финансовое положение западносибирских театров в 1925-1927 гг. оставалось критическим, что иллюстри­руют следующие цифры. В Томске в 1924/25 гг. опереточный коллектив имел сборы от 30 руб. до 600 руб.91 В Омском Горте-атре в октябре-ноябре 1926 года ежедневный валовой сбор со спектакля выражался в 200-261 руб., в то же время ежедневные расходы в среднем составляли 521 руб.92
Часто государственные органы необдуманно подходили к проблемам театров. В ноябре 1926 года, на объединенном засе­дании правления, ревизионной комиссии и художественного совета Сибгостеатра, ставился вопрос о сокращении художест­венного штата театра93. Невозможность проведения этого меро­приятия объяснил в письме председателю правления директор театра М.В. Крамер, заметив, что ввиду климатических условий артисты серьезно болеют. Поэтому в случае сокращения труппы была велика вероятность замены или даже срыва спектаклей94.
Таблица 1
Доходная смета Сибгостеатра на 1926/27 гг.
из «Заключения Ревизионной комиссии о финансовом состоянии Сибгостеатра»
95

Предмет дохода По проекту (в рублях)  

Сибоно Дирекции Сибгостеатра Ревизионной комиссии  
Выручка билетной кассы 93 750 83 750 83 750  
Аренда буфета и вешалки 5 000 750 1 050  
Доход от реклам, либретто, сдачи на прокат костюмов 5 000 1 063 1 063  
Доход от концертов и от сдачи помещений в свободные дни 3 000 250 3 000  
Удержания за дни болезни персо­нала с переводом на страхкассу 3 300 - -  
Доход от гастролеров 4 500 _ _  
Вешалка - 5 375 5 375  
Доход от радиостанции _ 2 000  
Эксплуатация зимнего театра в летнее время - - 2 000  
Эксплуатация летнего театра и сада «Альгамбра» - - 2 745
81
Вопрос о сокращении числа театральных работников под­нимался и в других городах региона. Между тем такое сокраще­ние не касалось художественного штата. Так, в Омске в декабре 1926 года политпросветом было предложено провести сокраще­ния среди билетеров и гардеробщиков. В отношении художест­венного персонала предполагалось лишь снизить оклады, предложив взамен бенефисы96.
Самое критическое положение в сфере театральной куль­туры в западносибирском регионе сложилось в Барнауле. В этом городе весной 1927 года отдел народного образования ввиду большого дефицита театра поставил вопрос о закрытии послед­него. В качестве выхода из ситуации мыслилась передача театра в ведение профсоюзов с целью использования здания под рабо­чий клуб. Это решение не поддержали Сибирский союз Рабис и Сибоно97. Поэтому в итоге театр в Барнауле был оставлен.
Помимо сокращения штата театральных работников пред­лагались и другие варианты сведения дефицита театров к мини­муму. К примеру, в Барнауле в январе 1927 года на заседании правления союза Рабис была высказана идея сформировать труппу из актеров-любителей и безработных, а не дорогостоя­щих профессионалов98.
В целом, согласно архивным документам и материалам пе­риодики, из всех сибирских театров только в Омском Гостеатре сезоны 1927/28 и 1928/29 гг. были закончены по смете без де­фицита.
В результате поиска снижения затрат на организацию те­атрального дела возникла идея «комбинированных сезонов». Впервые мысль о «комбинированных сезонах» была высказана еще летом 1923 года Ю.М. Юровецким на заседании коллегии Новониколаевского губоно. Предложение заключалось в обмене артистическими труппами между Новониколаевском и Иркут­ском. Таким образом, на протяжении сезона оба города имели
99
бы и оперный, и драматический театры .
Первую попытку «комбинированных сезонов» можно уви­деть в договоре Барнаула и Томска с Самарской драматической труппой. Этот коллектив работал на сцене Барнаульского Гор­
82
театра во второй половине зимнего сезона 1925/26 гг., а на сцене Томского Гортеатра во второй половине следующего зимнего сезона. В свою очередь оперная труппа, работавшая на сцене Томского театра, переехала в Самару.
Объединение, или, как его называли в тот период времени, трестирование сибирских театров, началось в сезоне 1926/27 гг. Еще в июле 1926 года дирекцией Сибгостеатра был подписан договор с Омским окроно об обмене артистическими труппами между городами. Однако ввиду недостаточной проработки фи­нансовой стороны дела переброска трупп не состоялась100. В январе 1927 года директор Сибгостеатра в докладной записке на имя заведующего Сибполитпросветом отмечал, что формирова­ние новой труппы специально для Новосибирска на два месяца является убыточным по причине отдаленности города от цен­трального театрального рынка, а также ввиду незначительной емкости театра. Для меньших финансовых затрат предлагалось объединить несколько ближайших сибирских городов101.
К концу сезона 1926/27 гг. вопрос об объединении городов был поднят в очередной раз. Весной 1927 года театральные ра­ботники отмечали, что в большинстве городов Сибири из-за не­умелого подбора трупп и несогласованности городов зимний сезон проведен с большим дефицитом. Томский горсовет пред­лагал создать объединение, в которое вошли бы новосибирский, томский и еще один театр: омский или иркутский. Однако Ир­кутский горсовет посчитал объединение громоздким, предложив соединить только Томск и Иркутск и держать драму и оперетту. Лишь после дополнительных переговоров произошло объедине­ние Томска, Новосибирска и Иркутска. В результате в Москву для набора труппы были командированы директор Сибгостеатра М.В. Крамер и заведующий художественной частью Томского управления театрами М.К. Вулконский. Согласно планам на предстоящий сезон, набиралось две труппы: оперная и драмати­ческая Думается, неслучайно успешное объединение городов произошло при активном участии Томска. Ведущую роль в этом сыграла деятельность М.К. Вулконского, возглавлявшего теат­ральное дело в Томске на протяжении нескольких лет.
83

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.